Конспект урока русского языка по теме «Дополнение» 8 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 р.п.Базарный Карабулак Саратовской области»






Конспект урока русского языка
в 8 классе

«Дополнение»



подготовила

учитель русского языка и литературы

Григорьева Елена Валерьевна


















Базарный Карабулак-2011

Урок русского языка в 8 классе по теме «Дополнение»


Цель урока: 1)познакомить учащихся со способами выражения дополнения в письменной речи;

2)воспитывать интерес к здоровому образу жизни.


Задачи урока:

1.Умение работать с презентацией.

2.Формирование умения обобщать, делать выводы.

3.Развивать речевые и коммуникативные способности учащихся.


ЦОР: презентация.


Ход урока.


Учитель. Мир русского языка огромен и разнообразен. Здесь всё загадочно и интересно. Фонетика и графика, орфография и орфоэпия, морфология и синтаксис. Неизменным остаётся одно: русский язык – это, прежде всего слово, ёмкое, правильно написанное и произнесённое.

Не страшно под пулями мертвыми леч(?),
Не горько остат(?)ся без крова, —
И мы сохр..ним тебя, русская реч(?),
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя прон..сем,
И внуками дадим, и от плена сп..сем,
Навеки.
А.А. Ахматова

Это слова поэтессы Анны Ахматовой. Именно они являются эпиграфом к нашему уроку, тема которого «Дополнение».

Наша задача вспомнить уже известный материал о дополнении и приобрести новые знания. А проведём сегодняшний урок, основываясь на самой актуальной теме дня сегодняшнего – это здоровье, здоровый образ жизни.

Начнём работу с лексического диктанта. По лексическому значению вы должны определить слово и правильно записать его.

Цель лексического диктанта:

Уметь определять слово по его лексическому значению.

Задача лексического диктанта: учить школьников навыкам ассоциативного мышления.

1)Признак или первое проявление какого-либо заболевания – СИМПТОМ;

2)Расстройство здоровья, нарушение правильной деятельности организма – БОЛЕЗНЬ;

3)Средство для исцеления от болезни — ЛЕКАРСТВО;

4)Применение медицинских средств для избавления от болезни – ЛЕЧЕНИЕ;

5)Предписание врача о составе лекарства и способе его применения больным – РЕЦЕПТ;

6)Правильная, нормальная деятельность организма – ЗДОРОВЬЕ.

1 ученик с данными словами составляет словосочетания и определяет способ связи (симптом болезни – управление, лечение дома – примыкание, забыть рецепт – управление, неожиданная болезнь – согласование, забыть о лекарствах– управление, здоровье человека – управление)

2 ученик – подбирает однокоренные слова к слову ЗДОРОВЬЕ (здоровый, здороваться, выздоравливающий, выздоравливая)

В это время ученики выступают с сообщениями об истории слов лексического диктанта.

Цель данного этапа: развитие познавательной активности учащихся.

1)Симптом. Это слово произошло от греческого — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частное проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности. Симптомами гриппа, например, являются озноб, головная боль, слабость, мышечные боли, заложенность носа.

Свежие документы:  Сюжетная композиция. Иллюстрация к сказкам, 6 класс

2)Болезньпроцесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного (чрезвычайного) раздражителя внешней или внутренней среды. Болезнь проявляется нарушением равновесия организма с окружающей средой, выражающимся в возникновении побочных реакций, снижением на время болезни трудоспособности.

3) Лекарство – вещество, применяемое для лечения или предупреждения болезни. Слово «лекарство» произошло от слова «лечить», что обозначает применять медицинские средства для избавления о болезни.

4)Рецепт (от лат. receptum — взятое, принятое, от лат. recipio — принимаю, получаю) — письменное распоряжение врача аптеке о приготовлении и отпуске лекарств, которое также содержит указания, как ими пользоваться. Рецепт составляют по определённой форме и правилам. Простой рецепт — рецепт, выписанный на одно лекарственное вещество, сложный — если лекарство состоит из двух и более ингредиентов. Рецепт является юридическим документом, так как позволяет проверить правильность изготовления лекарств.

5)Здоровье — состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции. Охрана здоровья человека  — одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная Организация Здравоохранения.


Учитель. Бесспорно, мы с вами должны вести здоровый образ жизни, но если всё же вирус попал в организм, необходимо чётко знать симптомы наиболее частых заболеваний, чтобы вовремя начать лечение. Эти истины должны быть известны каждому человеку. Немец Готхольд Лессинг сказал: «Гению простительно не знать вещей, известных всякому школьнику». Запишем данное предложение для синтаксического разбора. (В это время один ученик у доски выполняет морфологический разбор слова ГЕНИЮ)

(Проверка выполненных разборов)

Учитель.

Итак, сегодня мы ведём разговор о дополнении. С данным второстепенным членом предложения вы уже встречались в курсе русского языка 5 класса. Сегодня мы систематизируем имеющиеся навыки и обратим внимание на новые факты.

Перед вами эпиграф к сегодняшнему уроку. Наша задача – объяснить орфограммы и обозначить в данном высказывании дополнения.

Цель данного этапа: развитие орфографических навыков учащихся.

1 ученик объясняет орфограммы;

2 ученик объясняет постановку знаков препинания;

3 ученик графически обозначает дополнения.

(Слова А.А.Ахматовой учащиеся записывают в рабочие тетради)

Новая тема. (Фронтальный опрос)

на какие вопросы отвечает дополнение;

-какие падежи называются косвенными;

-словами каких частей речи может быть выражено дополнение.

Работа по учебнику.

С.75 (теория)

Что нового вы узнали о дополнении?

-дополнение может быть выражено неопределённой формой глагола или неделимым словосочетанием;

Свежие документы:  Использование информационных технологий в обучении биологии

-дополнение может быть прямым и косвенным.

Учитель.

Обратите внимание на дополнения, выделенные в эпиграфе. Назовите, какие из них являются прямыми, а какие косвенными.

Прямые: сохраним тебя, пронесём тебя.

Косвенные: лечь под пулями, остаться без крова, дадим внукам, спасём от плена.

Самое дорогое у человека-это жизнь. Чтобы прожить полноценную жизнь, необходимо вести здоровый образ жизни. А как вы понимаете сочетание слов Здоровый Образ Жизни?

(Ответы учащихся)


Предлагаю заслушать сообщения, подготовленные на эту тему.

1.Здоро́вый о́браз жи́зни  — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Как говорил Сократ: «Здоровье — это ещё не всё, но всё без здоровья — это ничто».

2.Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии.

3.К элементам здорового образа жизни относятся:

1)кружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

2)отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.

3)питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

4)движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (см., например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;

5)гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

6)закаливание;

4.Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях.

  • социальном: пропаганда через СМИ, информационно-просветительская работа;

  • инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;

  • личностном: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.

5.В России проблемами этого уровня занимается служба формирования здорового образа жизни, которая включает краевые, областные, городские и районные центры здоровья, врачебно-физкультурные диспансеры, косметологические лечебницы, кабинеты пропаганды здорового образа жизни. Научно-методическое обеспечение осуществляет Всероссийский научно-исследовательский центр профилактической медицины.

Работа по тексту.

1)Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих . 2) Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. 3)Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. 4)Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться.5) С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.6) Здоровье- это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.



-предложить варианты заглавия;

-определить тему текста;

-выделить основную мысль;

-выполнить тестовые задания.

ТЕСТ.

1.В каком предложении дополнение выражено неделимым словосочетанием?

1) 2

2) 4

3) 6


2.В каком предложении дополнение выражено неопределённой формой глагола?

1) 1

2) 3

3) 5


3.В каком предложении нет дополнений?

1) 1


2)4


3)6


Творческая работа.

Задание. На основе текста написать сочинение- миниатюру на тему: «Здоровье — это ещё не всё, но всё без здоровья — это ничто».

(работа над сочинением, затем проверка)

Учитель.

В финале урока подведём итог. Достигнута ли поставленная цель? Какими способами она была достигнута? Как сочетаются между собой эпиграф к уроку и понятие ЗОЖ?

Здоровье человека не в сердце, не в почках, не в корнях, не в листве или спине. Конечно, слов нет, хорошо человеку, если у него все это тоже здорово, как у быков. Но самая суть чисто человеческого здоровья — это когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне — то должно быть и всем хорошо!
Михаил Михайлович Пришвин

Выставление оценок.



















Использованная литература

1.А.В. Семенов. Этимологический словарь русского языка.

Русский язык от А до Я.Издательство «ЮНВЕС»:Москва,

2003г.

2.С.И.Львова, В.В.Львов. Русский язык. 8 класс. В 3 ч. Мю: Мнемозина,2008

3.С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Издательство «Азъ»,- 1992.


Интернет-ресурсы

https://www.litera.ru








скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: