Конспект урока русского языка «Подготовка к сочинению по картине А.А.Пластова «Первый снег» 7 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 49 города Шахты

Ростовской области






Конспект урока русского языка

в 7 классе


«Подготовка к сочинению по картине А. А.Пластова «Первый снег»











подготовила

учитель русского языка и литературы

Шевцова Ирина Александровна







г. Шахты

2014




Тема: «Подготовка к сочинению по картине А. А.Пластова «Первый снег».

Цели образовательные: познакомиться с краткой биографией художника, учить «читать» картину, собирать рабочие материалы к сочинению;

развивающие: развивать устную и письменную связную речь, творческие способности и эмоциональную сферу, интерес к живописи, расширять словарный запас, формировать навыки совместной работы в группе;

воспитательные: воспитывать чувство любви к природе, родному краю.

Тип урока: урок развития речи

Технология: урок-мастерская

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая (ребята образуют несколько групп)

Оборудование: репродукция картины, портрет художника, аудиозапись, учебник, толковые и орфографические словари.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

— Сегодня у нас не обычный урок, а урок-мастерская. Представьте себе, что вы находитесь в мастерской художника. Что здесь можно увидеть? Мольберт, краски, эскизы, холсты… С их помощью художник-мастер создаёт картину, настоящее чудо, которое живёт и радует нас веками. Мы с вами сегодня тоже попробуем себя в роли мастера, а нашим инструментом будет слово.

2. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей. Индукция.

— Закройте, пожалуйста, глаза. Послушайте запись.

(Включается запись «Метель» Г. Свиридова.)

— Какую картину вы увидели? Расскажите.

— Представьте, что вы вышли на улицу. Что вы увидели? Что ощутили? (Обмен впечатлениями.) А вот что увидел художник.

Рассматривание картины в учебнике.

— Вам интересно узнать о художнике и о том, как появилась эта картина?

3. Рассказ о художнике и его картине.

4. Формулировка темы и задачи урока (индивидуальное сообщение ученика).

— Художник работает с помощью красок, а мы будем в нашей мастерской работать с помощью слова. Скажите, а что можно придумать из слов? Правильно. Словосочетания, предложения, текст. А какой текст можно составить о картине? (Рассказ, сочинение.) Сформулируйте тему урока. — Что, по-вашему, значит — написать сочинение по картине?

— Понять замысел художника. Проследить, как художник осуществил свой замысел в картине (композиция, цветовая гамма). Передать свое отношение к изображенному на полотне, свои мысли, чувства.

— А как подготовиться к сочинению?

— Нужно собрать необходимые слова, словосочетания, предложения, чтобы получился хороший текст; составить план сочинения. Тогда нам легче будет написать его.

Свежие документы:  Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Прямое и переносное значение слов"

— Вот вы и сказали задачи нашего урока. Скажите, а зачем мы сели группами?

— Мы будем работать вместе, слушать друг друга и помогать друг другу.

— Правильно. Но не спешите взять себе чужое, может быть, ваш вариант тоже хороший, ведь девиз нашей мастерской – «Вы все способны!».

5. Лексическая работа. Деконструкция.

Выразительное чтение текста К.Г. Паустовского в учебнике.

Почему в последнем предложении используется сравнение земли, покрытой первым снегом, с застенчивой невестой? (Обмен мнениями, ответы на вопросы в задании 2 учебника).

6. Повторное рассматривание картины.

— Какое впечатление произвела картина? Можно использовать написанные слова и составить 1-2 предложения. Запишите их в тетради. Чтение вслух предложений.

7. Обсуждение путей анализа картины.

— Попробуйте представить, что происходило за несколько минут до того момента, в который дети изображены на картине? (Наверное, мальчик – младший брат девочки – вышел во двор и, увидев вместо вчерашней слякоти первозданную чистоту снега, укрывшего всё вокруг белоснежным ковром, бросился в избу, чтобы первым сообщить сестре о радостном событии и позвать её полюбоваться ослепительной красотой зимы и разделить его восторг. Услышав о том, что выпал первый снег, девочка сунула ноги в первые попавшиеся валенки и, не тратя время на одевание, на ходу накинув на плечи платок, выбежала на крыльцо.)

— О чём ещё мы говорим, когда описываем картину художника? (О красках, которые использовал художник)

— А для чего создаются картины? (Художник своей картиной хочет сказать о том, как красива наша земля. Мы, зрители, наслаждаемся созданными образами, проникаемся хорошим настроением.)

— Правильно. Значит, в сочинении нужно ещё и выразить своё настроение.

8. Рассматривание переднего плана. Деконструкция и социализация.

— Приступим к работе над картиной. Что вы видите на переднем плане? Запишите в столбик, какие предметы видите. Как только напишете, обменяйтесь мнениями в группе. Если нужно, дополните свои записи.

— Подберите и запишите слова (существительные, прилагательные, глаголы, причастия) и словосочетания, которые можно использовать для описания поведения, настроения детей и переживаемых ими чувств. (Радость, восторг, ликование, очарование, изумление, восхищение, любопытство; любуются падающим снегом, восхищаются ослепительной красотой, подставляет лицо пушистым снежинкам, замерли в немом восторге, не может оторвать глаз от кружащихся в воздухе снежинок, очарованы красотой порхающих снежинок и т. д.)

— Назовите и запишите эпитеты, определения (нераспространённые и распространённые) и сравнения, которые возникают в мыслях, когда вы слышите сочетание первый снег. (Чистый, белоснежный, нетронутый, сияющий белизной, пушистый, невесомый, мягкий, как пуховое покрывало, бесшумно опускающийся на землю, укрывающий землю белой шалью, одевающий тёмную землю белоснежным нарядом, рождающий ощущение праздника, украшающий ветви деревьев блестящей бахромой и т. п.)

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения"

— Какие цвета преобладают в картине? (В картине преобладают светлые тона: белый, розоватый, светло-коричневый. Розоватые тени – на небе, на снегу — согревают зимний пейзаж, помогают ярче ощутить красоту природы, почувствовать праздничное настроение.)

После этого попросим ребят прочитать задание 3 и задать вопросы, ответы на которые помогут им справиться с домашним заданием.

— Правописание каких слов вызвало затруднение? Посмотрите в орфографических словарях.

9. Рассматривание заднего плана. Деконструкция и социализация.

(Вопросы и задания подобные, как в п. 8)

10. Разговор о цветовом оформлении картины.

— Какие краски использовал художник? Запишите в тетради. Выскажитесь в группе и скажите вслух.

— Почему художник использовал именно эти краски?

— А что вы можете сказать о художнике – авторе картины?

11. Разговор о настроении зрителей (учащихся).

— Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Нравится ли вам она? Чем? Какое настроение она создаёт? Ваши ощущения? Запишите 1-2 предложения.

12. Составление плана. Социализация.

— Как будем располагать материал, который вами собран? Составьте свой план. Затем обсудите их в группе и выделите лучшие. Прочитайте их вслух. (Может быть примерно такой план:

1. Пейзаж на картине А.А. Пластова «Первый снег».

2. Радость детей.

3. Колорит картины.

4. Настроение, которое создает картина.

13. Составление текста. Реконструкция.

— Скажите, можем ли мы теперь составить текст? Составьте свой текст, опираясь на имеющийся материал. Затем прочитайте его в группе. Обсудите. Решите, чьи тексты удачнее. Мы их с удовольствием послушаем. Удачи вам! Помните: вы все способны!

14. Заслушивание лучших текстов, выступления групп. Оценка других групп. — Что понравилось в сочинении? Удачные моменты?

— Чем нужно дополнить?

15. Обращение к дополнительным источникам. Разрыв.

Послушайте стихотворение В. Брюсова «Первый снег» и сравните настроение, переданное в поэтических строках, с настроением картины А.А. Пластова «Первый снег».

Первый снег

Серебро, огни и блестки, —

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят берёзки,

Чёрно-голые вчера.


Это — область чьей-то грёзы,

Это — призраки и сны!

Все предметы старой прозы

Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,

На лазури белый дым.

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.


Воплощение мечтаний,

Жизни с грёзою игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!

(В. Брюсов)

— Запишите под диктовку двустишия из стихотворения В. Брюсова:


Все предметы старой прозы

Свежие документы:  Конспект урока по русскому языку "Сложносочиненное предложение. Виды сложносочиненных предложений" 9 класс

Волшебством озарены.


Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.


Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!


— Объясните, как вы понимаете каждое из этих поэтических высказываний об изменениях, которые происходят в жизни людей и в жизни природы, когда выпадает первый снег.

— Выберите одно из двустиший в качестве эпиграфа к сочинению по картине А.А. Пластова «Первый снег» и постарайтесь раскрыть в своей творческой работе выраженную в поэтических строках мысль.

16. Домашнее задание.

Дополнить текст записями из тетради, образными средствами, индивидуальными впечатлениями и написать сочинение.

17. Рефлексия.

— Чему вы сегодня научились?

— Какое открытие вы сегодня сделали?

— Какое у вас настроение?

— Понравилось ли работать группой?

— Кто из товарищей удивил? Чем?

— Что не очень получилось в групповой работе? Как думаете, почему?







Список использованной литературы:

1. Музиянова Л. А. Творческие мастерские // Русский язык в школе. – 2003. — № 6.

2. https://mioo.edu.ru/kaf-oot/2011-11-07-06-36-19/educational-technology/749-tehnologiya-pedagogicheskih-masterskih Технология педагогических мастерских (описание и материалы).

3. https://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node28.html Технология «Педагогические мастерские».

4.Васильевых И.П. Уроки русского языка. Пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык. 7 класс». М.:Мнемозина,2009.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: