конспект урока русского языка»Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих» 10 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 49 города Шахты Ростовской области











Конспект урока русского языка
в 10 классе

«Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих».





















подготовила

учитель русского языка и литературы

Шевцова Ирина Александровна





г. Шахты

2013

Тема: Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих.

Дидактические цели урока:

1) развитие творческих способностей учащихся;

2) формирование навыков самостоятельной деятельности школьников.

Методические задачи:

  1. активировать познавательную деятельность учащихся;

  2. закрепить навыки правописания мягкого знака в различных частях речи.

3) продолжить воспитывать чуткое и бережное отношение к родному языку.

Ход урока.

Проверка домашнего задания. (Взаимопроверка упр. № 186 ).

Орфоэпическая разминка (работа на индивидуальных листах) см. Приложение №1

Работа по теме урока:

Разбор предложения: Весь луг и кусты около реки утонули в вешних водах, и между Жуковым и тою стороной все пространство сплошь было уже занято громадным заливом, на котором там и сям вспархивали стаями дикие утки.

-Почему в слове сплошь пишется мягкий знак?

-Что вы помните о написании мягкого знака на конце слов после шипящих? ( записывают тему урока, формулируют цели)

Учащиеся делают выводы и заполняют таблицу «Мягкий знак после шипящих».

Проверка знаний. Отработка умений и навыков. (Работа в группах)

1. группа №1, 3, 5 заполняют часть «с мягким знаком»; Группа №2, 4. 6 – « без мягкого знака». (Приложение №3)

2.Отметьте номера слов, в которых пишется мягкий знак (задание 1-2; 3-4; 5-6).

3.Работа с текстом.( Приложение №2)

А театр Чехова? В чем его своеобразие? Как здесь проявляется личность автора? И тут он так же прост, как и во всем . Интрига сведена к минимуму. Текст в его пьесах важен не столько тем, что говорится, сколько тем, о чем умалчивается. Лишь изредка герой осмеливается кричать о своей боли и ярости…

Большую роль играют паузы. Иногда один герой пускается в монолог, его перебивает другой со своим монологом – в жизни люди тоже не всегда умеют слушать друг друга.

« Высшим выражением счастья или несчастья , — писал он, — является чаще всего безмолвие : влюбленные понимают друг друга лучше, когда молчат».

В этом он подобен великим музыкантам, которые с помощью паузы вызывают или поддерживают волнение или дают необходимую передышку, чтобы перейти к другой теме. У Чехова паузы нередко заполнены музыкой. Кто – то из героев насвистывает, играет на гитаре. Замирают звуки оркестра. В пьесе « Чайка» поют романсы, в «Вишневом саде» слышатся грустные песни, щебет птиц, звук лопнувшей струны, который предвещает несчастье : вишневый сад вырубают.

В самом деле, пьеса Чехова – музыкальная композиция. Думается, что он хотел подчеркнуть пьесами грустную мелодию жизни вообще и задумчивую красоту, присущую ей.

4. Самостоятельная работа. Проверочный тест.

5. Подведение итогов урока. Закончите предложения:

1. Сегодня на уроке мы повторили (узнали)……

2. Знания, полученные на уроке, понадобятся мне……

3. На уроке было :

А) комфортно;

Б) дискомфортно.

6. Выставление оценок.

7.Домашнее задание (1 на выбор):

1.составить словарный диктант по теме урока;

2. Разработать не менее 5 заданий для теста «Мягкий знак после шипящих»;

3. Упр. № 191.





















Приложение №1

Фамилия, имя

Тема урока:

1.Поставьте ударение в соответствии с нормами произношения: инженеры, поднятый, подростковый, прожекторы, профессора, сливовый, премировать, ходатайство, украинский, фарфор.

2. Расставьте знаки препинания и пропущенные орфограммы: Весь луг и кусты около р..ки ут..нули в вешних водах и между Жуковым и тою стороной все пространство сплош.. было уже занято громадным з..ливом на котором там и сям вспархивали стаями дикие утки. ( А.П.Чехов.)

3.Заполняем таблицу

С мягким знаком

Без мягкого знака























Прилеч.., читаеш.., печ.., меч.., грош.., нож…, не плач.., отреж..те, мелоч.., молодеж.., придеш.., извлеч.., назнач..те, чертеж.., падеж.., много туч.., свеж.., мощ.., мощ..ный, жгуч.., сто тысяч.., замуж.., проч.., детский плач…, вскач…

4.Отметьте номера слов, в которых пишется мягкий знак:1)вскач…, 2)говориш…, 3)вояж…., 4)залеч.., 5)изречеш.., 6)любуеш..ся.,7)макияж.., 8)назнач…, 9)пейзаж.., 10)проч.., 11)нет стрельбищ.., 12)свар..щик,13)бетон..щик, 14)тягуч.., 15)тянеш..ся…, 16)держиш…ся, 17)несколько крыш…, 18)отсроч…ка, 19)отсроч…те, 20)с..еш..те.

5.Работа с текстом(Ответы на задания):

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

6.Самостоятельная работа. Тест.

Итог урока. Закончите предложения:

1.Сегодня на уроке я повторил (узнал)

2. Эти знания понадобятся мне

3. На уроке мне было : а)комфортно; б) дискомфортно.

Оценка за урок:



















Приложение №2

(1) А театр Чехова? (2)В чем его своеобразие?(3) Как здесь проявляется личность автора?(4) И тут он так же прост, как и во всем . (5)Интрига сведена к минимуму. (6)Текст в его пьесах важен не столько тем, что говорится, сколько тем, о чем умалчивается. (7)Лишь изредка герой осмеливается кричать о своей боли и ярости…



(8) Большую роль играют паузы. (9)Иногда один герой пускается в монолог, его перебивает другой со своим монологом – в жизни люди тоже не всегда умеют слушать друг друга.

(10)« Высшим выражением счастья или несчастья , — писал он, — является чаще всего безмолвие : влюбленные понимают друг друга лучше, когда молчат».

(11)В этом он подобен великим музыкантам, которые с помощью паузы вызывают или поддерживают волнение или дают необходимую передышку, чтобы перейти к другой теме. (12)У Чехова паузы нередко заполнены музыкой. (13)Кто – то из героев насвистывает, играет на гитаре. (14)Замирают звуки оркестра. (15)В пьесе « Чайка» поют романсы, в «Вишневом саде» слышатся грустные песни, щебет птиц, звук лопнувшей струны, который предвещает несчастье : вишневый сад вырубают.



(16) В самом деле, пьеса Чехова – музыкальная композиция. (17)Думается, что он хотел подчеркнуть пьесами грустную мелодию жизни вообще и задумчивую красоту, присущую ей.

Задание к тексту:

1. Докажите, что это текст. Определите тему и основную мысль (идею) текста.

2. Определите тип речи, стиль текста.

3. Укажите, какое из перечисленных средств используется для связи предложений № 10 и №11?

* союз;

* лексический повтор;

*указательное местоимение.

4. Из предложения № 15 выпишите словосочетания со способом связи согласование.

5. Среди предложений 11 – 17 укажите номер предложения, в котором используются разные виды связи.

6. Объясните написание мягкого знака в слове лишь ( предложение №7).

7. В предложениях №1 — №7 найдите и запишите антонимы.

8. Укажите способ образования слова изредка (предложение № 7).







Буква Ь после шипящих на конце слова

Часть речи

Пишется

Не пишется

Имя существительное









Краткие имена прилагательные

 





Глаголы














 

Наречия















Буква Ь после шипящих на конце слова

Часть речи

Пишется

Не пишется

Имя существительное







Краткие имена прилагательные







Глаголы



















Наречия















Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Состав слова с позиции его значимых частей"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: