Конспект урока с презентацией по теме «Имя числительное. Обобщение изученного» 6 класс


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Украинская средняя общеобразовательная школа»

с. Украинка Исилькульского района Омской области








Урок русского языка

в 6 классе

Обобщение по теме

«Имя числительное»









Подготовила

учитель русского языка и литературы

Игнатенко Елена Борисовна



с. Украинка

2013

Форма: Лаборатория «Имя числительное».

Цели:

Образовательные:

— обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Имя числительное»; повторить грамматические признаки числительного как части речи; закрепить умение отличать числительные от других частей речи с числовым значением; умение правильно писать и употреблять падежные формы числительных.

Развивающие:

— развивать навыки связной речи, работать над построением предложений, включая в них числительные; развитие положительной мотивации учебной деятельности, мышления, памяти, воображения.

Воспитательные:

— воспитание интереса к родному языку, внимательности, мышления, формирование самостоятельности, воспитание уважения к другим, способности к сотрудничеству.

Межпредметные связи: биология, математика, физическая культура.

Оборудование: компьютер, экран, презентация «Лаборатория Имя Числительное», карточки с заданиями, листы выполнения заказа для каждого учащегося, карточки с домашним заданием.

Музыка (аудиозапись).

Орг. момент .

— Ребята, сегодня у нас необычный урок, ведь к нам пришли гости, давайте представимся для них: ( на слайде 1 – фото 6 класса )

Дружный, шумный, удивительный, (учитель)

Учит наш шестой

«Числительное».

Мальчишек – ……, (мальчики)

Девчонок – …….., (девочки)

Нет, нас не двадцать,

в классе нас — двадцать пять! (вместе)

— А теперь давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Пусть помогут вам ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели по теме «Имя числительное».

Оформление тетрадей. (слайд 2)

-Начнём урок с проверки домашнего задания.

-Сочинение-миниатюра «Прекраснейшая музыка души – доброта». (слайд 3)

-А что же такое «доброта»? (ответы уч-ся, 1-2 работы). Проверим по словарю Ожегова (индивидуальное задание). (слайд 4) – записать в тетрадь.

-Прочитайте стихи о доброте. (слайды 5-6)

«Разминка ума». (слайд 7)

— Как вы думаете, что нужно сделать? Верно, из предложенных букв нужно составить слово, которое будет звучать на нашем уроке. На ваших столах лежат карточки, повторяющие задание. Составьте из букв слово.

— Кто готов дать ответ на поставленный вопрос? Давайте проверим.

-Запишите это слово, произведите морфемный разбор (проверка).

— Действительно, сегодня мы продолжим открывать тайны правописания слов, в частности числительных. Ведь, по утверждению Льва Николаевича Толстого, «слово — дело великое…Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». (слайд 8).

— О какой части речи мы с вами говорили на последних уроках?

— Ребята, вы уже знаете, как появились числительные в русском языке. Давайте сегодня познакомимся со сказочной версией их происхождения. Представьте, что части речи собрались на заседание, а мы случайно попали на него, но только к концу.

Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "Телевидение и видео"

Сценка: (слайд 9)

Глагол: Кто за это предложение, прошу голосовать. (Все голосуют). А теперь нам нужно посчитать количество голосов для протокола. Существительное, прошу вас, подсчитайте, сколько голосов «за».

Имя существительное. Я не могу, у меня есть только единственное и множественное число.

Глагол: Тогда вы, наречие.

Наречие: А у меня вообще нет числа. Я могу только сказать, что их много.

Глагол: Нам нужно знать количество. Может, прилагательное поможет?

Имя прилагательное. Я знаю только, что это большое количество.

Глагол: Вы же не считали! Местоимение, на вас последняя надежда. Сколько голосов «за»?

Местоимение. Все!

Глагол: Это неточно. Что же делать? Предлог, у вас есть предложение?

Предлог: Никто из нас не назовет точного количества и не посчитает голоса по порядку. Нужна особая часть речи.

Глагол: Где же ее взять?

Предлог: А вон тот неизвестный, который проспал все заседание…Пусть он и считает.

(Части речи будят спящего)

Неизвестный: А? Что такое? Не мешайте мне спать. Мне нечего тут делать.

Глагол: Как нечего? Помогите нам посчитать голоса.

Неизвестный: Первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой. Всего шесть голосов.

Глагол: Ну, наконец-то! Вот вы и будете нашей новой частью речи – именем числительным! Поздравляем вас!



Учитель: Итак, мы увидели, что имя числительное – очень важная часть речи, которая по частоте употребления занимает в русском языке 8 место.

-Итак, мы находимся в лаборатории « Имя числительное». ( Слайд 9)

— Кто знает, что такое лаборатория? (Специальное помещение, оборудованное для проведения исследований)

— Все вы в данный момент младшие научные сотрудники лаборатории, но в течение урока некоторым из вас будут присвоены звания старших научных сотрудников, если вы будете работать без ошибок.

Сообщение цели, задач урока.

Наши друзья-биологи изучили продолжительность жизни некоторых животных, но грамотно свои наблюдения записать не могут. Они узнали, что под нашим пристальным вниманием находится Числительное.

-От них поступил заказ: составить и записать предложения по данным из таблицы о продолжительности жизни животных, правильно употребить и грамотно записать в них числительные. Чтобы выполнить поставленную перед нами задачу, нам необходимо вспомнить, какие выводы мы сделали, изучая Числительное.

-Итак, что же мы о нём знаем?

Обобщение изученного материала.

— Младший научный сотрудник ________ подготовил(а) доклад о числительном как части речи. ( Слайд 10 «Числительное как часть речи»).

Закрепление изученного. (Слайд 11 )

Опыт №1.

— Задание: среди данных слов найдите и выпишите числительные. Где же друзья нашего пациента?

Один, столетие, четырёхугольный, восемь, семеро, шестой, пятак, удвоить, трёхэтажный, пять, десять, семицветный, шестилетний, двадцать три, десяток, трое, четырнадцать.

Проверка. (Слайд 12)

— Почему вы выписали именно эти слова? Являются ли они друзьями нашего пациента?

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Волшебная Дымка"

Актуализация изученного.

— Младший научный сотрудник ___________ подготовил(а) доклад о строении числительных, разрядах количественных числительных.

(Слайды 13-15. «Числительные простые, сложные и составные. Разряды количественных числительных».)

Закрепление изученного.

— Сегодня ночью к нам в лабораторию проник нарушитель. В архиве он перепутал папки с количественными числительными. Давайте наведём порядок.

Опыт № 2. (Слайд 16)

Задание: распределите количественные числительные по видам.

Карточка. Напишите над числительными буквы Ц, Д, С в зависимости от того, к какому виду относится числительное.

Сто рублей, трое ножниц, пятеро друзей, одна вторая яблока, пятьсот конвертов, семеро козлят, две третьих круга, сорок градусов, одна четвёрть пирога, обе сестры.

Проверка.

-Как вы различали числительные?

Физминутка. (Слайд 17) (Ученик)

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стул тихонько сесть.

Актуализация изученного.

— Младший научный сотрудник ________ подготовил(а) доклад о правописании числительных. (Слайд 18 «Правописание числительных»)

Закрепление изученного. (Слайд 19.)

— Сейчас мы с вами проведём эксперимент. В колбу будут опускаться числовые выражения, а вы должны высчитать результат и правильно записать ответ-числительное. (Дети читают числовое выражение вслух и записывают результат, объясняя правописание Ь в числительном.)

10 + 8 восемнадцать

10+1 одиннадцать

10+ 5 пятнадцать

10 * 5 пятьдесят

10 * 7 семьдесят

100 * 8 восемьсот

100 *6 шестьсот

10 * 9 девяносто

Актуализация изученного.

-Младшие научные сотрудники………расскажут о склонении числительных, обозначающих целые числа.

-Как склоняются числительные от 5 до 30? 40, 90, 100? Сложные числительные (50-80, 200-900)? Составные числительные?

Задание: Раскройте скобки. Проверка. (слайды 20 — 21)

Составные (сложные) числительные.

Раскройте скобки.

1вариант. Из (545) килограммов макулатуры можно получить около (375) килограммов новой бумаги и изготовить около (12000) ученических тетрадей.

2 вариант. Первой женщиной, побывавшей в космосе, была Валентина Терешкова. Её корабль приземлился через (2) суток (22)часа (50) минут после старта. Во время полёта она совершила более (48) полных оборотов вокруг Земли.

Анализ. (Слайд 22)

— Теперь нам необходимо провести анализ Числительного. Анализ (по словарю В. И. Даля) — разбор, разложение целого на части. Разложим Числительное на части, таких частей у нас будет три.

Задание: прочитайте предложение. Запишите предложение, выделите его грамматическую основу. Выпишите числительное, разберите его как часть речи, то есть сделайте его анализ.

В прошлом году в зоопарке Петербурга родились три детёныша ягуара.

— Назовите грамматическую основу предложения.

— Анализ числительного на доске выполнит младший научный сотрудник ____________.

Выполнение заказа. (Слайд 23)

— Мы повторили, обобщили все сведения о нашем пациенте. Теперь можем приступать к выполнению заказа от биологов.

Задание: составьте предложения по данным из таблицы о продолжительности жизни животных и грамотно запишите числительные.

Свежие документы:  Технологическая карта урока "Подобные слагаемые" 6 класс

Возможные варианты:

1) Черепаха живёт двести — триста лет.

2) Продолжительность жизни тигра около двадцати пяти лет.

3) Крокодил может прожить от восьмидесяти до ста лет.

4) Волк живёт примерно пятнадцать лет.

5) Бурый медведь в природе живет двадцать – тридцать лет.

/Чтение детьми составленных предложений./

Словарные слова. Задание: записать цифры словами (проверка написания). (слайд 24)

Подведение итогов урока.

— Сегодняшнее заседание подходит к концу. Мы выполнили заказ биологов. Без ошибок справились _______( выставление отметок). Им присвоены звания старших научных сотрудников. Спасибо, ребята, за исследования. Нашу задачу мы выполнили.

(Дети сдают тетради на проверку)

Домашнее задание (дифференцированное). (слайд 25)

1.Задание для ребят со слабой мотивацией: ответьте письменно на заданные вопросы:

(Вопросы вклеены каждому в тетрадь)

  1. В каком году ты родился?

  2. Сколько тебе лет?

  3. В какой школе ты учишься?

  4. Сколько ступенек перед входом в школу?

  5. В какой класс ты перейдёшь?

  6. Сколько лет твоей маме (бабушке)?

  7. Какого числа ты отвечаешь на данные вопросы?



2. Задание для ребят с сильной мотивацией: «Зимнее творчество».

(слайд 26)

-Ребята, на дворе февраль. Мы гуляем по февральскому лесу. Но что мы знаем об этом месяце?

-Древнерусское название февраля – «лютый». Как вы думаете, почему? ( В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы).

— Какие стихотворения, пословицы о феврале вы знаете?

Изменчивый месяц февраль –

Он любит весну, и зимы ему жаль.

Он льдистою дымкой стекло по утрам затемняет,

А в полдень он яркие звезды роняет.

И, жмурясь сквозь солнце, глядит он в замлевшую

даль,

Улыбчиво-грустный февраль.

Лежат на снегу ярко-синие тени

От черных деревьев, и, став на колени,

Чуть слышно он шепчет пробудные сказки земле,

Над снегом колдует для тех,

Кто под снегом во мгле.

И радость морозную вешняя точит печаль

В обманчивый месяц февраль.

Пословицы: Февраль — месяц лютый: спрашивает, как обутый.

Начало февраля погожее — весну жди раннюю, пригожую.

— Ребята, назовите эпитеты в стихотворениях и пословицах.

-Посмотрите на экран. Перед вами фотоэтюд февральского леса. Вы должны написать сочинение – миниатюру по данному фотоэтюду, используя эпитеты.

Рефлексия. ( Слайд 27)

Орг. конец урока. ( Слайд 28)















Использованные ресурсы

  1. Учебник. Русский язык. 6 класс. Авторы: М.Т. Баранов,

Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.

М.: Просвещение, 2012.

  1. Сенина Н.А., Вишневецкая Г.В., Диденко С.А.

Русский язык. 6 класс. Тесты для промежуточной аттестации.

Ростов-на-Дону: Легион, 2012.

  1. Беляева О.В., Даценко О.А.

Универсальные поурочные разработки по русскому языку.

6 класс.

М.: ВАКО, 2010.

4. Богданова Г.А.

Уроки русского языка в 6 классе: книга для учителя.

М.: Просвещение, 2010.

5. https://images.yandex.ru/


6. https://festival.1september.ru

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: