Конспект урока в 5 классе «Буквы з и с на конце приставок»


МОУ Приморская средняя общеобразовательная школа

Агаповский район Челябинская область























Конспект урока русского языка в 5 классе

«Буквы з и с на конце приставок»















подготовила Сабитова Инвера Винеровна,

учитель русского языка и литературы












2013год







ТЕМА: БУКВЫ З и С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК

ЦЕЛЬ:

обучающая: познакомить с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з-(с-), сформировать умения находить в тексте слова на данное правило и объяснять их правописание.

Воспитывающая: воспитание гуманного отношения к природе, формирование ответственности за экологическое благополучие планеты, развитие чувства прекрасного .

развивающая: развитие аналитического мышления- формирование умения выделять существенные признаки и свойства, умения наблюдать, творчески подходить к решению заданий.

I.Организационный момент

Добрый день, ребята. Я рада встрече с вами. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с правописанием приставок, которые заканчиваются на з и с, научимся различать эти приставки на письме, выясним, почему при написании возникают трудности и как их преодолеть. Откройте тетради, запишите дату и тему нашего урока.

Вы любите путешествовать? Прямо сейчас мы с вами отправимся в путешествие. (Звучит спокойная мелодия). Высоко, высоко в небе, среди множества ярких звезд есть крохотная планета, на которой живет Маленький принц. Этот принц такой же, как и вы. Он любит сладости и веселье, животных, игрушки. Но, самое главное,- он отвечает за свою планету. Как-то ветерок принес семена розы. И на планете у принца вырос красивый цветок (можно показать ребятам искусственную розу). Он ухаживал за ним, держал свою планету в чистоте и порядке. Я хочу пригласить вас на эту планету.

-К запуску корабля приготовиться!

-Есть приготовиться!

-Пристегнуть ремни!

-Есть пристегнуть ремни!

-Завести моторы!

-Есть завести моторы!

-Пять, четыре, три, два, один…Старт

II. Формирование новых понятий

— Мы на планете у Маленького принца. (Музыка выключается)

На этой планете нет шума, не дует ветер, там царит покой, цветет роза и мелодично звучит голос Маленького принца, который заботится о своем цветке.

На доске в два столбика написаны слова

забота шум

БЕЗ ветер БЕС цвет

голос покой

Ребята, прочитайте слова, подчеркните первую букву в каждом слове. Образуйте прилагательные при помощи приставки. А для этого вспомним, что называется приставкой?

Слова учащиеся только произносят. Почему же к словам первого столбика мы добавляем приставку без, а во втором пишем слова с приставкой бес? Учащиеся сами формулируют правило.

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Особенности проверочных слов и способы проверки"

Учитель: Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз-, из-,через-,раз- и без-,

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой С.

(Вывешивается опорная схема: звонкие и глухие согласные). Давайте прочитаем еще раз правило на стр.174,орф №11

III. Закрепление

А теперь давайте выполним упражнение № 423.

Маленький принц любил порядок, на его планете подул ветерок и рассыпал слова, их нужно восстановить. ( По цепочке ученики на магнитной доске восстанавливают слова, остальные записывают в тетради)

РАЗ долье

БЕС помощный

ВС пыхивать

ВЗ лететь

БЕЗ вкусный

РАС шевелить

Маленький принц был очень внимательным, не упускал мелочей. Он был заботливым и считал, что он в ответе за все, что происходит на его планете. Давайте проверим нашу внимательность Ребята. Догадайтесь. О чем идет речь?

(Словарная работа)

-Это не сказка

-В нем так, как в жизни

-Бывает большой и маленький

-Писал Чехов и Толстой (РАССКАЗ)


-Бывает задушевным

-Ведут друг с другом

-Любят девчонки

-За чашкой чая (РАЗГОВОР)

( Два ученика у доски разбирают эти слова по составу, остальные слушают лексическое значение слов).

Разговор — сообщение чего-нибудь друг другу на словах, беседа

Рассказ — словесное описание, изложение каких-либо событий, произведение небольшого размера.

У Маленького принца было правило, которому он всегда следовал: « По утрам, как только приведешь себя в порядок, убери свою планету». Приведите и вы себя в порядок, сядьте прямо, уберите лишнее в сторонку.

Цель уроков – не только узнать,

Цель уроков — не только учить.

Воображение ты развивай,

Чтоб фантазировать и творить.

Творческая словарная работа. На компьютере демонстрируются слайды. Повторение орфограммы и выполнение задания

Ребята, в карточки вставьте пропущенные буквы

С

С

С

З

З

С



Проверка задания при помощи компьютера, оценки

IV Задание на дом

У нас сегодня был необычный урок и домашнее задание будет необычным. Я хочу, чтобы на следующем уроке вы подарили друг другу цветы. Это будут ромашки, но не простые, а со значением. К этим кружочкам приклейте семь лепестков со словами, которые начинаются с приставки в центре кружка. Чтобы правильно выполнить задание, выучите орфограмму№ 11.

V. Подведение итогов урока

Итак, ребята. Мы сегодня на уроке встретились с Маленьким принцем. Каким вы его увидели, ребята? (добрым, любящим, заботливым…)

Маленький принц заботился о розе, потому что она была ему дорога. Я хочу, чтобы вы тоже заботились о своих близких, друзьях, не были бы равнодушными. По-настоящему можно любить только сердцем. Подумайте над стихотворением Э. Мошковской

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну волшебных слов"

« Не верится»

Человек бесчеловечный.

Даже и не верится.

Крокодил бескрокодильный

Пусть уж лучше встретится!

Он невинный, безобидный,

Крокодил бескрокодильный,

но опасный, бессердечный

Человек бесчеловечный.

Мне бы хотелось, чтобы вы были человечными, искренними. А историю про Маленького принца написал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Надеюсь, вы обязательно прочитаете эту книгу.

Литература:

1.Васильева В.В., Пищева Г.Н. Современные открытые уроки русского языка. 5 класс .- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002

2.Ладыженская Т.А. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений

М.: «Просвещение», 2010

3. Шкатова Л.А. Задачник по русскому языку.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во,1996





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: