Развитие речи при изучении вводных слов


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область











Развитие речи при изучении вводных слов

(из опыта работы)







подготовила

учитель русского языка и литературы

Петрова Наталья Васильева

















2013 год



С темой «Вводные слова» учащиеся при изучении предмета сталкиваются дважды: в пятом классе и в восьмом классе (программа С.И. Львовой). В 8 классе более подробно – 2-3 часа. Кажется, за это время можно только лишь рассказать о вводных словах и о их видах по значению. Для успешного усвоения этой темы при столь ограниченном времени учитель должен четко распределить этапы работы и, по возможности, подготовить достаточное количество дидактического материала. Прежде всего, нужно рассказать о том, что такое вводные слова, на какие группы по значению делятся. Тренировочные упражнения по нахождению вводных слов в тексте крайне важны. Это способствует формированию пунктуационной зоркости (учащиеся запоминают вводные слова и знаки препинания при них). Затем наступает черед подробностей. Необходимо отдельно остановиться на словах наконец и однако, так как однако может быть и союзом (в этом случае нет обособления), а слово наконец не всегда является вводным. Следует обратить внимание ребят на слова, близкие к вводным по значению, которые вводными не являются и не обособляются. Для более подробного знакомства с такими словами можно воспользоваться «Справочником по правописанию и литературной правке» Д.Э. Розенталя.

Однако не стоит бросать все силы только на пунктуацию. Сколько бы мы не задавали упражнений, без осмысленного практического применения навык постановки запятых не разовьется. Опыт показал, что существенную роль в формировании правильного употребления вводных слов играют уроки развития речи. Тема «Вводные слова» с этой точки зрения весьма перспективна.

При изучении самых разных тем часто используется задание придумать свои примеры к правилу. Например, слово возможно. Я предлагаю сочинить предложения, в которых данное слово употребляется в качестве вводного слова и в качестве члена предложения. Получаем следующие примеры: возможно, вчера я немного погорячился. Преодоление препятствий возможно с помощью друга. Составляя подобные предложения с разными вводными словами, учащиеся на практике познают новое для них языковое явление и при этом развивают творческое мышление.

Являясь одним из важнейших средств логической разметки текста, вводные слова проясняют смысловые связи между его частями. Учащимся это ни о чем не говорит. Поэтому полезно предложить текст научно-популярного стиля, предварительно удалив из него вводные слова. А затем предложить восстановить его, используя вводные слова из учебной статьи. Таким образом, ребята не только работают практически, но и закрепляют теоретический материал, постановку знаков препинания.

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Персональный компьютер как система. Контрольная работа" 7 класс

Важной частью работы должно быть создание текста, в котором вводные слова указывают на источник сообщения, различную степень уверенности, порядок мысли. По заданному клише предлагаю ребятам составить текст, в котором выражается согласие с высказыванием: 1. По мнению… (тезис). 2. И действительно… Во-первых… Во-вторых… Наконец…(аргументы). 3. Правда… (контраргумент). 4. Вывод. На данный вид работы отводится не более 15 минут. За основу высказывания можно взять любой текст в учебнике. Отработав первую схему, перехожу к работе над высказыванием, в котором выражается несогласие с автором. Схема несколько изменяется: 1. По мнению… (тезис). 2. И действительно… Во-первых… Во-вторых… Наконец… (аргументы). 3. Однако… (контраргументы). 4. Вывод. Закреплением результата может послужить домашнее сочинение.

Неоспоримым преимуществом в подобной работе является ее практическая направленность. Более того, работая с клише, дети постепенно готовятся к написанию части С в ГИА и ЕГЭ.


























Литература.

  1. Павлова Т.И. Работа с текстом. Базовый и профильный уровни. – Ростов н/Д.: Издательство РО ИПК и ПРО, 2007. – 84.с.

  2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку ( 6-7 кл.) – СПб: Питер Паблишинг, 1997. – 240 с.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: