Урок русского языка «Повторение по теме «Морфемика.Орфография.Культура речи» 5 класс


Ф.И.О : Сазонова Елена Викторовна

Должность: учитель русского языка и литературы

Место работы: МБОУ г. Мурманска СОШ №20

Название материала : конспект урока

Название предмета(класс): русский язык, 5 класс




































Урок повторения изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи», 5-й класс


Тип урока: Урок повторения изученного и систематизации полученных знаний.

Форма урока: Игра-путешествие

Технология: Проблемно-диалогическая

Цель урока: Повторить и обощить изученное по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Задачи:

— формировать умения самостоятельно применять полученные знания;

— работать над развитием мыслительных операций ( анализ, сравнение, обобщение);

работать над развитием и совершенствованием речи ( работа над сочинением-рассуждением) ;

-работать над реализацией метапредметных связей (русский язык и литература)

— воспитывать читательскую культуру у обучающихся.

Оборудование к уроку:

Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений в 2ч./ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2013

  • комплект индивидуальных карточек для работы;

  • комплект карточек с творческим заданием для самостоятельной работы;

  • презентация урока;

  • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

  • выставка книг Л. Гераскиной.


Ход урока

1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы начнём урок, проверьте, всё ли у вас к нему приготовлено, улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь урок было хорошее настроение. Садитесь.


2. Оформление индивидуальных карточек для работы.

Подпишите, пожалуйста, свои рабочие карточки, запишите дату , тему сегодняшнего урока

Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи». Прошу в течение всего урока следить за соблюдением единого орфографического режима.

Работа с индивидуальными карточками

3. Постановка цели урока

Посмотрите на тему урока и поставьте перед собой цели, над которыми мы будем работать на сегодняшнем уроке. Что же именно мы должны повторить? Чему должны научиться?

Опора на полученные знания

Слайд №2

2. Подготовка к восприятию материала урока

1. Слово учителя.

А сейчас, ребята…

Учителя прерывает стук в дверь: доставлено письмо.

Слайд №3

2. Диалог

— Ребята, вспомните, кто такой адресат? адресант?

вы знаете Витю Перестукина?

Что вы можете сказать о нашем адресанте?

— Ответы учащихся.

-Давайте прочитаем письмо, может, мы ошиблись?

Опора на полученные знания.

Работа со слайдом№3





Работа со слайдом № 4

3. Актуализация опорных знаний

1. Работа с интерактивной доской «Корректор» + индивидуальная работа

— Что затрудняет восприятие текста?

— Давайте исправим ошибки, допущенные Витей.

При работе используйте таблицу на форзаце учебника и памятку «Как работать над орфографическими ошибками».

1.Работа с интерактивной доской «Корректор» ( 2 ученика)

2. Индивидуальная работа:

Пунктуационный разбор предложений с обращением, с однородными членами. ( 2 ученика)


2. Подводим итоги работы, обобщаем полученную информацию.

Проверяем работу.

— Давайте прочитаем исправленный вариант. Докажите, что перед нами текст. Определите стиль , тип текста. докажите свою точку зрения.

— На какие группы мы можем распределить орфограммы, плохо усвоенные Витей ? В каких морфемах находятся данные орфограммы?

— С какими пунктограммами не «дружит» мальчик?

( ответы учащихся, работавших индивидуально)




Слайд №5

3. Слово учителя

— Действительно, Витя плохо владеет орфографическими правилами. Но, может, это и не очень-то важно- грамотно писать, а Витя преувеличивает степень опасности, и ему ничего не угрожает?

Давайте отправимся в путешествие. Вперёд, ребята, в страну невыученных уроков



















Слайды №6 — 7

(видеоролик)

4. Слово учителя

-Да, Витя в серьёзной опасности, но, думаю, мы сможем ему помочь.

Перед нами карта волшебной страны и указатели с заданиями, которые необходимо выполнить, чтобы помочь нерадивому ученику вернуться домой.











Слайд №8

5. «Восстанови слова- перейди волшебную реку»

Правописание приставок на -з,-с.

6. Опорная схема «И-Ы после Ц»

Раздарить

Исполнить

Возмутиться

Расшуметься

Безжалостно

— Буквы И-Ы — друзья, но они поссорились. Не знают бедные буквы, где их место в словах. Вот-вот подерутся. Давайте поможем Вите и напомним буквам, в каких морфемах они должны жить.

— Пришло время применить свои знания.


1. Индивидуальная работа у доски:

морфемный разбор глаголов.

Слайды № 9-10

Слайд №11-12

7.Тестовая работа

Работа с тестом( выписать правильный вариант морфемы, обозначить условие выбора орфограммы.) Пользуемся форзацем учебника

1. Индивидуальная работа с онлайн тестом( автор: Захарьина Е.А.)- 1 ученик

Слайд №13

2. Индивидуальная работа с тренажёром (автор: Олифирова Татьяна Ивановна

8. Взаимопроверка работ

Поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения работы.

Не забудьте о графической работе. Оцените работу товарища

По 1б. за правильный ответ + графическая работа.



Слайд №14

Слово учителя

Надеюсь, друзья больше никогда не будут ссориться в ваших тетрадях. Мы вместе справились и этим заданием.

Слайд №15

4. Физкультминутка

10. Опора на изученные правила. Орфографическая работа «Строим мост»

— Ребята, Вите предстоит добраться до волшебного замка, а для этого необходимо построить мост через глубокое горное ущелье. Строительный материал — слова с орфограммой «О-Ё после шипящих в корне слова». Давайте вспомним его

Индивидуальная работа

1 ученик: составляет предложение с обращением, используя 1-2 слова из предложенных + схема предложения;

1 ученик составляет предложение с однородными членами, используя 1-2 слова из предложенных + схема предложения.

Слайды № 16-17

Слово учителя

— И вот мы уже добрались до последнего испытания.

В замке хранится волшебный ковёр, в него вплетены русские народные пословицы. Найдите пословицы среди узоров, «соберите» их.



Слайд №19

11. Проверка работ

— Ребята, объясните, как вы понимаете смысл пословиц

Слайд №20

Слово учителя

— Вот Витя и дома. Вы помогли незадачливому ученику выбраться из страны невыученных уроков. А чтобы мальчик не попадал больше в такие опасные переделки, он должен знать, для чего необходимо учить русский язык.

Слайды №21-22

5. Творческое задание

1. Творческая работа «Письмо Вите Перестукину»

— Напишите письмо Вите Перестукину. Объясните в письме, зачем необходимо относиться серьёзно к изучению русского языка.

Поможет справиться с работой клише. Прочитайте его, определите стиль, тип текста, с которым вы будете работать.

( можно работать в парах)


Слайд №23

2. Проверка творческих работ.

Чтение творческих работ, обсуждение.

Работа с письмами

6. Итоги урока

Слово учителя

Ребята, вы прошли все испытания и помогли Вите Перестукину.

Какие орфограммы и пунктограммы мы вспомнили? С текстами какого стиля работали?

Какое задание было для вас наиболее интересным и почему?

Оцените свою работу.

«Смайлики»

Беседа Объявление мотивированных оценок.

1. Диалог

— Какое культурное событие стало центральным в нашей стране в 2015 г.?

— Год литературы.

— Как наш урок связан с этим событием?

— Мы познакомились с Витей Перестукиным — персонажем из книги Лии Гераскиной « В стране невыученных уроков»Вы можете познакомиться и с другими приключениями незадачливого ученика, прочитав все 3 книги, которые вы найдёте в нашей школьной библиотеке.


2. Домашнее задание

1.Составьте для Вити Перестукина 2 задания, используя материал из упр. № 709, 723, (средний уровень сложности)

2. Составьте и запишите текст выступления на тему «Любите и изучайте русский язык» ( высокий уровень сложности)



— Надеюсь, урок вам понравился, и вы уходите с хорошим настроением. Удачного всем дня.





























Список использованной литературы :


1. Учебник / Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений в 2ч. / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2013

2. В.Волина , Пословицы, поговорки, ребусы/Ред. Н.Б. Петрова — Санкт-Петербург: Дидактика, 1997

5. Тексты составила Сазонова Е.В.

Список использованных Интернет-ресурсов:

  1. http://darudar.org/thanks/2430007/ — мультфильм «В стране невыученных уроков»

  2. http://www.uchportal.ru/load/32-1-0-56480 — страница из тренажёра «И-Ы после ц» . Автор: Олифирова Татьяна Ивановна;

  3. https://www.saharina.ru/tests/- официальный сайт Е.А. Захарьиной.




Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: