Урок русского языка в 5 классе по теме «СТИЛИ РЕЧИ»


Урок русского языка в 5 классе по теме: « СТИЛИ РЕЧИ»


Цель деятельности учителя

Начать знакомство с понятием «стили речи»; формировать умение различать стили речи

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые образова­тельные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном^ худо­жественном) и их характеристике; уметь определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации и цели высказывания. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать род­ной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.). Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потреб­ность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

https://uroki.net/ akademius.narod.ru/viborrus.html

https://www.zavuch.ru/ https://festival.1september.ru/

https://intergu.ru/ som.fsio.ru

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрацион­ный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся






Основные понятия

Стили речи, разговорный стиль, художественный стиль, публицистический стиль


Организационная структура (сценарий) урока


Этапы

урока

Обучающие и развивающие

компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя



Осуществляемая деятельность

учащихся

Формы организации

взаимо-

действия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежу­точный

контроль

1 . Актуа-

лизация

и пробное

учебное

действие

Воспроизведе-

ние ранее изу-

ченного, уста-

новление преем-

ственных связей

прежних и новых знаний

и применение

их в новых си-

туациях.

Игра-соревно-

вание

Словарно-орфографическая работа.

Грамота grammata — чтение и письмо (греч.).

В каком значении употреблено слово грамота!

Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился

я русской грамоте (А. С. Пушкин).

После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту.

Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это

китайская грамота (А. П. Чехов).

Царский манифест… оказался филькиной грамотой (А. Степа-

нов)

Вспоминают пословицы о языке,

речи, слове. Одну

записывают в тетрадь.

Групповая

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познаватель-

ные действия в материали-

зованной и умственной

форме; осуществляют для

решения учебных задач

операции анализа, синтеза,-

сравнения, классификации,

устанавливают причинно-

следственные связи

Устные

ответы


2. Выяв­ление места и причины затрудне­ния

Беседа, обсуж­дение результа­тов предыдуще­го этапа

Откуда, по-вашему, взяты тексты? (Из книг.) — Как вы это определили? (Авторы используют книжную лекси­ку, образные выражения.)

Сообщение учителя. Стилистика — это раздел науки о языке, изучающий стили ли­тературного языка и языковые средства, создающие их особен­ности. Стиль языка — это его разновидность, которая обслуживает ка­кую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально- деловые отношения; агитационно-массовую дея­тельность, науку; словесно-художественное творчество

Обдумывают от­веты на вопросы

Группо­вая

Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанав­ливают причинно-следствен­ные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации


Просмотр муль­тимедийной презентации «Стили речи»

Стили русского литературного языка

Смотрят презен­тацию; восприни­мают на слух информацию, осваивают лин­гвистические термины. Обдумывают от­веты на вопросы и осознают, что знаний недоста­точно для полных ответов. Слушают учителя, рассмат­ривают учебные пособия

Фрон­тальная

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учите­лем и одноклассниками или самостоятельно) необходи­мые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществ­ляют совместную деятель­ность в парах и рабочих группах с учётом конкрет­ных учебно-познавательных задач

Устные ответы

Сферы общения

Стиль





Общение людей в быту

Разговорный





Общение граждан в учреждении

Официально- деловой





Агитационно-массовая деятельность (стиль газет, журналов, листовок и др.)

Публицистический





Научная деятельность (научные ста­тьи, работы)

Научный





Словесно-художественное творчество (стиль художественной литературы)

Художественный





Книжными стилями считаются: научный, официально-деловой, публицистический, художественный

3. Целепо-лагание и постро­ение про­екта вы­хода из затруд­нения

Раскрытие сущ­ности новых по­нятий, усвоение новых способов учебной и умст­венной деятель­ности учащихся

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. Наблюдение (с. 10-11 учебника). -О чем идет речь во всех текстах? Как говорится о ветре, оди­наково или по-разному? Организует и сопровождает совместную учебную деятель­ность. Дополняет ответы

Формулируют цель учебной дея­тельности в диа­логе с учителем. Соотносят по­ставленные зада­чи с текстами, знакомятся с ма­териалом.

Индиви­дуальная, групповая

Личностные: приобретают новые знания, умения, со­вершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нуж­ную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей

Вопросы для уточ­нения инфор­мации


Беседа по мате-

риалам учебника, обсуждение

результатов на-

блюдения

В зависимости от того, с кем говоришь, с какой целью, в какой

обстановке, определяется стиль речи говорящего

Выделяют глав-

ное, устанавли-

вают причинно-

следственные свя-

зи между отдель-

ными языковыми

явлениями




4. Творче-

ская прак-

тическая

деятель-

ность

по реали-

зации по-

строенно-

го проекта

Выполнение

упражнений

в учебнике.

Обсуждение

выводов, их

подтверждение

К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас

выполненные упражнения?

О какой стороне языка мы еще не говорили?

Объясняет важность орфографически грамотного письма

(упр. 8).

— Чтобы обеспечить у себя формирование прочных навыков

грамотного письма, необходима постоянная работа, которая

включает три последовательных шага: 1) научитесь слышать

звуки, определять их количество в слогах и словах, различать

звуки, осуществлять звуковые схемы; 2) вырабатывайте орфо-

графическую зоркость, узнавайте орфограммы; 3) научитесь

контролировать свою работу (самоконтролю)

Формулируют

собственные мыс-

ли, высказывают

и обосновывают

свою точку зре-

ния. В сотрудни-

честве с учителем

и одноклассника-

ми делают вывод,

что существуют

как устные, так

и письменные

формы речи

Фрон-

тальная

Регулятивные: контроли-

руют учебные действия,

замечают допущенные

ошибки; осознают правило

контроля и успешно ис-

пользуют его в решении

учебной задачи.

Коммуникативные: осу-

ществляют совместную

деятельность в парах и ра-

бочих группах, умеют зада-

вать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные

ответы

5. Первич-

ное закреп-

ление

с коммен-

тирова-

нием

Эвристическая

беседа, подбор

своих примеров,

иллюстриру-

ющих природу

изучаемого язы-

кового явления,

составление

связных расска-

зов об изучен-

ных нормах

Распознавание стилей речи.

«Учитель зачитывает тексты, ученики, называя признаки, оп-

ределяют стиль.

Работа может быть проведена с использованием карточек.

1 . Вышел я на поляну. . . и ахнул от удивления. На краю поляны

два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить,

но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (Разго-

ворный.)

2. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетают к нам

с севера вместе с первым снегом и заморозками. (Из словаря —

научный.)

3. Возле речки, у обрыва, Может, ветер шаловливый

Плачет ива, плачет ива. За косичку дернул иву?

Может, ей кого-то жалко? Может, ива хочет пить?

Может, ей на солнце жарко? Может, нам пойти спросить?

И. Токмакова

(Художественный.)

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Индиви-

дуальная,

групповая

Личностные: осваивают

новые виды деятельности,

участвуют в творческом со-

зидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной

форме; осуществляют

для решения учебных задач

операции анализа, синтеза,

сравнения, классификации,

устанавливают причинно-

следственные связи, делают

обобщения, выводы

Устные

ответы

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Приставка как часть слова"





6. Само­стоятель­ная работа с само­проверкой по эталону


Выполнение разноуровневых обучающих уп­ражнений на ос­нове текстов учебника или книг для вне­классного чтения


Самостоятельное выполнение разных по сложности упражне­ний, подобранных учителем в соответствии с уровнем подго­товки класса


Выполнение уп­ражнений


Индиви­дуальная

Регулятивные: самостоя­тельно планируют необхо­димые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения


Пись­менная работа

7. Вклю­чение в систему знаний и повто­рение


Знакомство с работами уча­щихся. Обобщение полученных на уроке сведе­ний, оценивание

Составление диалогов в парах по материалу упр. 19. Задание.

Используя предложенные выражения приветствия, составьте диалог с другом; с директором школы. Средствами какого стиля речи вы воспользовались в первом случае? Во втором? (Разго­ворным и официально-деловым стилем.)


Составляют и произносят диа­логи, слушают одноклассников, оценивают их. Отвечают на во­просы


Фрон­тальная

Познавательные: приобре­тают умения использовать полученные знания и уме­ния в практической дея­тельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки


Оцени­вание работы учащихся на уроке

8. Рефлек­сия учеб­ной дея­тельности на уроке (итог урока)


Заключительная беседа по во­просам

Что нового узнали на уроке?

  • Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным?
    Почему?

  • Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы
    их преодолевали?

  • Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился —
карточку с улыбающимся лицом, нет — карточку с грустным
лицом.


Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют днев­ники достижений

Индиви­дуальная

Познавательные: устанав­ливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, анали­тических умений как интег­рированных, сложных дей­ствий; приобретают умения мотивированно организо­вывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Листы

обратной

связи



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: