Конспект урока обществознание
Дата: 11.07.2014г.
Класс: 5
Составители: Зуза Л.В.– Северский район
Базовый учебник: А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина «Обществознание», М: «Дрофа», 2013
Тема урока: «Человек и его семья»
Тип урока: урок овладения новыми знаниями
Технология урока: проблемно-диалогическая
Методы работы: формирование читательских компетентностей, групповая работа, дискуссионная работа, работа с дополнительной литературой, индивидуальная работа, творческая работа.
Цель: создать условия для формирования у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для развития межличностных отношений в семейно-бытовой сфере .
Задачи:
Личностные: понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи; любви воспитание гордости за свою семью.
Метапредметные: развивать умение анализировать текст, иллюстрации, объяснять свою точку зрения, выполнять проблемные задания; формировать умение работать в группах.
Предметные: знать и характеризовать особенности семьи, приводить примеры функций семьи, воспитывать чувство уважения, любви к своим ближним.
Ожидаемые результаты: воспитание чувства ответственности и гордости за свою семью, а также привитие любви к своей малой Родине.
Образовательная среда урока:
Урок составлен на основе УМК издательства «Дрофа2
Учебник «Обществознание» 5 класс автор6: Никитин А.Ф., Никитина Т.И.
Рабочая тетрадь по обществознанию 5 класс
Мультимедийное оборудование: презентация на тему «Человек и его семья»
Дополнительная литература
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты | |
Мотивация 5 мин.
| Предварительно перед уроком поделить детей на группы по принципу: 1 группа – МАМА 2 группа – ПАПА 3 группа – «Я» -Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. -Кому еще вы с утра подарили свою улыбку? — Значит, вы любите и уважаете этих людей. Почему именно без близких людей человеку сложно прожить? — Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная… (семья) — Ребята, скажите, а знаете ли вы символ семьи ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Слайд №1. Ромашка: — Это молодой праздник, который празднуется в России. — А знаете ли вы, кто впервые ввел празднование семьи в России и как он называется? Слайд №2. Портрет С.Медведевой — Скажите, какого числа у нас в России празднуется праздник «Семьи, любви и верности»? |
|
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию |
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
|
3 мин
| Слайд №3. Фото семей — Что семья дает человеку? Слайд №4. Младенцы -Что человек дает семье?
| Вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы, предлагают свои версии ответа на вопросы связанные с мыслительной деятельностью | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего данному уроку |
|
|
5 мин | -Как вы думаете, о чем мы с вами сейчас будем говорить?.. -И на какой главный вопрос, мы должны ответить —Какое значение имеет семья для человека? Слайд №5. Тема урока и поставленный вопрос на доске. Запишите в словарик: В словаре С.И. Ожегова: «Семья — группа живущих вместе близких родственников» | Ответы учащихся.
Записывают в словарик |
| Формирование умения давать определения понятиям |
|
Изучение нового материала 20 мин. | Да, семья – это великий дар. У каждого из вас есть семья, родные и близкие люди Слово «семья» входят в наше подсознание с первых лет жизни. -Как вы думаете, почему семь (7)- Я? Издревле семьи были большие и дружные -Какие семьи были раньше? Работа с текстом учебника (с.107-абзац 2-4) -Какие члены семьи больше всего ценились? -Какие обязанности у них были? Каждая группа должна заполнить схему: МАМА ПАПА ОБЯЗАННОСТИ
Я
— Напишите, какие обязанности должны выполнять в семье мама, папа и дети Работа в группах-взаимопроверка. Физминутка -Ребята, послушайте какие еще есть определения термину семья. Семья – это взаимопонимание Семья – это взаимоуважение Семья – это взаимопомощь Семья – это счастье, любовь и удача, -Ребята, а почему сложно? — Что будет, если не буде вот этого «взаимо» В семьях иногда возникают конфликты -А каким образом можно избежать конфликт? -А как разрешить конфликтную ситуацию? — Скажите, а чем дорожит крепкая семья? Семейные ценности -это то, что важно, ценно, уважаемо всеми членами семьи -Какие семейные ценности вы знаете? — составьте Кластер по теме «Семья» -А какие семейные обычаи и традиции существуют? Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». -А есть ли необходимость в защите семьи? Работа с текстом-с.108 |
Предположительные ответы учащихся
Проговаривают итог: конфликт
Записывают в словарик
|
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
Освоение социальных норм Привитие любви гордости за свою семью |
Формирования умения логически мыслить, приводить примеры
Рассказывать о собственных обязанностях в своей семье, оценивать собственное участие в ведении домашнего хозяйства
Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; владение устной речью |
Сравнивать особенности семей современных и существовавших в России ранее
Показывать роль и значимость семьи в жизни любого человека, т. е. то, что называют «семейные ценности».
|
5 мин | Продолжите Семья— это… Составьте маленькие рассказы по рисункам-с.110 -Какие семьи вам нравятся, а какие- не нравятся ? Почему? ИТОГ: —Итак, ребята, ответим на главный поставленный вопрос- Какое значение имеет семья для человека? | Формулируют свои ответы в соответствии с требованиями учителя |
|
|
|
4 мин | — Составьте самостоятельно «Фишбоун» со словом СЕМЬЯ
|
|
|
| Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи |
2 мин | -Что вы узнали на уроке? -Что вы узнали интересного? — Что запомнилось? Синквейн | Осуществляют самооценку деятельности |
|
| Владение основами самооценки |
1 мин |
| Учащиеся оценивают друг друга, весь класс |
|
|
|
1 мин | 1-й уровень — отвечать на вопросы-с.108 2-й уровень -с.111-В каждом лучике солнышка запишите качество семьи 3-й уровень -Используя дополнительную лит-ру, Интернет, запишите в таблицу семейные ценности и семейные традиции –с.111 | Записывают д/зад. |
|
|
|
1 мин | Подводит итог игры, урока в целом. Объявляет оценки. | Выставляют оценки |
|
|
|