План-конспект урока
по теме «Террористический акт»
по обществознанию/праву для
9-11 классов
Лебедев Никита Николаевич, студент
факультета истории и юриспруденции
группы 9106
филиала КФУ в г. Елабуга
План-конспект урока
Тема: «Террористический акт»
Тип урока: Урок изучение нового материала.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
1)Познакомить учащихся с понятием «Террористический акт»;
2)Раскрыть состав данного вида преступления: определить деяние, последствия, причинно-следственную связь, способ, место, орудие совершение преступления;
3)Рассмотреть обстоятельства, отягчающие наказание; определить виды наказаний и предусмотренные им сроки;
Развивающие:
1)Развивать умение раскрытия состава преступления, делать выводы, приводить примеры, анализировать.
2) Способствовать развитию логического мышления, памяти.
3)Развивать умение правильно использовать терминологию;
Воспитательные:
1)Способствовать правовому воспитанию;
2)Формировать устойчивую правовую позицию в вопросах уголовного права;
3) Способствовать воспитанию в детях толерантного отношения друг к другу и формировать умение жить в мире с другими людьми;
Учебно-методический комплекс:
Оборудование: интерактивная доска, учебники, тетради;
Литература:
1)Ю.В. Грачева, Г.А. Есаков, А.К. Князькина «Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации» 4-е издание, Москва: Проспект, 2013. Стр.302-303
2) «Уголовный кодекс Российской Федерации» Москва: Проспект, КноРус, 2013. Стр.115.
План урока:
Организационный момент
Этап изучения нового материала ( Выступление групп с сообщениями)
Закрепление материала
Подведение итогов урока
Задание на дом
Ход урока:
I) Организационный момент.
— Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами будем изучать новую тему: « Террористический акт». Запишите ее в тетрадь. Вам было дано опережающее задание на прошлом уроке разбиться по группам и самостоятельно подобрать материал по заявленной теме. Группы: Историки, Политологи, Статисты, представители МЧС — будут выступать на сегодняшнем занятии с краткими сообщениями в виде докладов и рефератов.
II) Этап изучения нового материала.
Учитель: Итак, что такое терроризм? Откуда происходит данное слово? Что в себе несет? И как себя вести в подобной ситуации? Это вопросы беседы, на которые мы вместе с Вами постараемся дать ответы.
Выступает группа учащихся «Историки» (учащиеся делают следующие сообщения).
-Террор — запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги, взрывы, захват заложников). Понятие «терроризм», «террорист», появилось во Франции в конце 18 века…( Рассказывается о происхождении понятия «терроризм», хронологической последовательности развития данного явления в целом мире, а также истоки появления терроризма в России).
Учащиеся из других групп задают вопросы, возникшие в ходе выступления группе Историков, включаются в обсуждение темы доклада.
Учитель: Спасибо группе Историков, Вы хорошо потрудились. А теперь мы узнаем в чем же сущность терроризма, и поможет нам в этом разобраться наша следующая спецгруппа «Политологов».
Выступает группа «Политологи» с рефератом :
— Словари определяют понятие “терроризм” как насильственные действия преступных лиц с целью подрыва существующей власти, осложнение международных отношений, политических и экономических вымогательств у государств. Это систематическое применение или угроза применения насилия против мирных жителей как шантаж существующих органов власти для достижения определенных политических, социальных или экономических целей…( Учащиеся освещают в выступлении типы современного терроризма, какие действия включает в себя террористическая деятельность, какие стороны затрагиваются в этом процессе.)
Учащиеся также как в предыдущем случае включаются в обсуждение и разъяснение наиболее важных моментов выступления группы «Политологов».
Учитель: Поблагодарим группу « Политологов» за их содержательный и интересный реферат. Слово передается группе «Статистов», которые поведают нам о современной статистике терроризма.
Выступление группы учащихся «Статисты». (Приводят статистические данные о развитии явления терроризма в виде диаграмм, таблиц, схем, кратко характеризуют эти данные.)
Учащиеся после выступления объявленной группы, сообща делают прогноз о развитии терроризма в ближайшие годы в России и в мире, основываясь на представленные статистические данные, а также на информацию предыдущих групп.
Учитель: Мы познакомились с историей, статистикой терроризма, подошло время узнать, как же не стать жертвой теракта, как вести себя, если Вы попали в эпицентр террористических событий. С основными правилами поведения в условиях угрозы террористических актов, нас познакомят представители группы МЧС.
Учащиеся из группы МЧС выступают с сообщениями в виде докладов:
-Террористы выбирают для атак известные и заметные цели, например, крупные города, международные аэропорты, места проведения крупных международных мероприятий, международные курорты и т.д. Обязательным условием совершения атаки является возможность избежать пристального внимания правоохранительных структур – например, досмотра до и после совершения теракта. Будьте внимательны находясь в подобных местах…( Группа МЧС разбирает правила поведения в условиях террористического акта, предлагает способы предотвращения совершения террористических актов, советы по разоблачению предполагаемых террористов.)
Учитель: Итак, спасибо группе МЧС, мы выслушали все группы. Теперь предлагаю Вашему вниманию презентацию, в которой содержится информация о конкретном террористическом акте: о захвате автобуса в Минеральных Водах 1 декабря 1988 года. В ходе просмотра мы попытаемся с Вами разобрать это преступление по составу, то есть вычленим объект, субъект, способ, место, время совершения данного террористического акта. (Просмотрев презентацию и опираясь на Уголовный кодекс РФ, ученики делают разбор данного преступления по составу, то есть определяют субъекта преступления предложенного террористического акта, объекта, цели захвата автобуса в Минеральных водах, последствия данного захвата и т.д и кратко записывают все в тетрадь.)
III. Закрепление пройденного материала
Учитель: А теперь, для закрепления пройденной сегодня темы, давайте с вами перенесемся из нашего класса в Вашу обычную жизнь, и разберем несколько ситуаций из нее. Мы сыграем с вами в игру «Если бы…». Я буду описывать ситуацию, а вы мне предлагать выход из нее. Что бы Вы сделали…
Если бы в школу позвонили и предупредили о том, что здание школы заминировано. Ваши действия.
Если бы ты зашел в подъезд, стоял на остановке, ехал в общественном транспорте и увидел подозрительный предмет (сверток, коробка, игрушка, лежащие без присмотра). Ваши действия.
Если бы ты возвращался со школы и на улице встретил незнакомого человека, который похож на террориста и, что более подозрительно, совершает действия, похожие на подготовку террористического акта. Ваши действия.
Учитель: Подводя итоги нашей игры, давайте определим правила поведения в случае угрозы террористического акта. ( Каждый из учеников, высказывая свои версии, относительно правил поведения, выходят и записывают их на доске. Затем учитель, сообща с классом, выделяют и подчеркивают из общей массы ответов наиболее значимые правила.)
Помните – ваша цель остаться в живых.
Не трогайте, не вскрывайте, не передвигайте обнаруженные подозрительные предметы, так это может привести к взрыву.
Сообщите взрослым или в милицию по телефону 02.
Если же вы все-таки оказались заложником не допускайте действий, которые могут спровоцировать террористов к применению насилия или оружия.
IV. Подведение итогов.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами изучили тему: «Террористический акт», заслушали сообщения групп «Историков», «Политологов», «Статистов», «МЧС», попробовали с помощью презентации раскрыть состав конкретного террористического акта, выделили правила поведения в такой чрезвычайной ситуации. Теперь в случае чего Вы знаете как поступить и кому позвонить, но надеюсь, что эта проблема обойдет Вас стороной.
V. Задание на дом.
Учитель: Домашним заданием будет составить синквейн со словом терроризм. Все знают,что такое синквейн? Синквейн-это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. При этом существует определенная последовательность предложений в синквейне.
1 строка-одно существительное, выражающее главную тему синквейна.
2 строка-два прилагательных выражающих главную мысль.
3 строка-три глагола, описывающие действие в рамках темы.
4 строка- фраза, несущая определенный смысл.
5 строка-заключение в форме существительного(ассоциация с первым словом).
Составлять синквейн очень интересно, только стоит начать. Составлять такое стихотворение проще, чем писать рифмуя. Чтобы Вам было проще, я приведу пример синквейна..Например:
Терроризм.
Ужасное, устрашающее.
Взрывать, убивать, калечить.
Они хотят запугать население и подчинить власть.
Опасность.
Список использованной литературы:
Кочои С.М. Уголовное право. Общая и Особенная части: Краткий курс. 2010 г. Стр. 152-154
Уголовный кодекс РФ.
Ю.В. Грачева, Г.А. Есаков, А.К. Князькина «Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации» 4-е издание, Москва: Проспект, 2013. Стр.302-303
Андрей Владимирович Снегирев / Основы защиты от терроризма: учебное пособие. М.: Дрофа. 2007 г. Стр. 12-17.