Сценарий урока по обществознанию в 9 классе по теме: «Культура»


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр» с. Челно-Вершины

муниципального района Челно-Вершинский Самарской области

















Сценарий урока

по обществознанию

в 9 классе

по теме:

«Культура»













Учитель:

Трофимова Т.В.





2014 год


« Культура»

Цель урока: ознакомить с сущностью фундаментальных ценностей, анализировать различные источники социальной информации, воспитать толерантность.

Задачи:

  • познакомиться с понятием культура;

  • проанализировать особенности некоторых культурных ценностей.

  • способствовать пониманию учащихся, что такое культура и каковы ее виды.

Материально-техническое обеспечение:

1. ПК,

2. плазменная панель,

3. презентация по теме,

4. раздаточный материал (карточки с заданиями, схемы для заполнения)



Подготовка к уроку

1. Размещение учащихся на 3 группы ( две – рабочие, одна – зкспертная)

2. На партах расположен раздаточный материал, карточки с заданиями, тексты для исследования, словарный материал, схема, слова.



Тип урока: изучение нового материала.



Вид урока: практический урок с элементами исследования











План урока





  1. Организационный момент.

а) организация начала урока,

б) приветствие.

2. Актуализация знаний учащихся.

  • Вопросы для подведения к теме.

  1. Изучение нового материала

  • Ассоциации со словом «Культура»: работа с кластером.

  • Значение слова «Культура»:

  • историческое;

  • современное.

  • Виды культуры: материальная и духовная

  • выполнение задания с карточками.

  • составление схемы;

  • работа со словами, отражающими отрицательную деятельность человека в культуре.

  • Работа с текстом по группам.

  1. Закрепление знаний.

Синквейн.

  1. Подведение итогов.

  • Выставление оценок.

  • Рефлексия.

  • Домашнее задание.






ХОД УРОКА

1. Организационный момент

а) организация начала урока,

б) приветствие.

У: Здравствуйте. Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, что он пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении. Итак, начнем наш урок.

(Учащиеся разделены на 3 группы для работы)

2. Актуализация знаний учащихся.

Вопросы к классу: Ребята давайте попробуем с помощью картинок определить тему нашего урока.

У: Показывает ребятам изображения природу. (Слайд 1)

Вопрос: Какова связь между человеком и природой? Как вариант ответа: (Человек является существом биосоциальным, неотъемлемой частью природы) Ответы учащихся.

Потом изображения города. (Слайд 2) У: А какая связь между человеком и этим? (Современный человек создал вокруг себя то, что не смогла ему дать природа. Природная среда дает человеку здоровье и материал для трудовой деятельности. Живя и трудясь, мы изменяем природу.)

Исходя из услышанных ответов, назовите первую среду обитания человека? (Природа)

Вторая среда обитания? (Культура) (Слайд 3) Если сразу не ответят, наводящий вопрос – А что помогает человеку выжить?

    1. Изучение нового материала

Прежде, чем мы определимся с терминологией, хотелось, чтобы вы в группах поработали с этим словом.

  • Ассоциации со словом «Культура»: работа с кластером.

А с чем у вас ассоциируется это слово?

Давайте запишем их на кластере (примеры: образ жизни, одежда, фольклор, жилище, кухня и др.) (Слайд 4)

Ребята, а как вы думаете, как это изображение связано с нашей сегодняшней темой? (Первоначальное значение слова «Возделывание почвы») в этом вам может помочь подборка с лексическим значением слова «культура» из различных словарей.

Значение слова «Культура» — картинка (Слайд 5)

Что такое культура, как вы понимаете?

Историческое значение (Слайд 6)

Слово «Культура» (от лат. Cultura— возделывание почвы, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа»

Современное понимание (Слайд 7)

Культура – все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

Современное общество, как и мир, характеризуется культурным многообразием.

Виды культуры: материальная и духовная

  • выполнение задания с карточками.

Ребята, а сейчас я попрошу вас обратить внимание на слова, которые у вас лежат на столе. Попробуйте их разделить на 2 группы и объяснить почему именно так вы сгруппировали слова, причем слова одинаковые для обеих групп.

Слова: медаль, карета, теория, бокал, магия, амулет, диспут, гостеприимство, крещение, глобус, свадьба, закон, джинсы, телеграф, святки, карнавал, школа, сумка, кукла, огонь.

Через 3 минуты, одна из группы расскажет о том, как разместили слова, а вторая группа пояснит, почему именно так. (То, что сделал человек руками – материальная; то, что сделал человек разумом – духовная, т.е. это виды культуры)

  • Схему составить к словам

https://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/317/316909/316909_html_m492fe7fd.png(Слайд 8)

Слайд с негативными словами. Прошу обратить ваше внимание на эту группу слов. (Слайд 9) Как вы думаете, а эти изобретения человечества относятся к культуре? Значит, мы не можем утверждать, что все, что делает человечество так однозначно. Давайте попробуем найти подтверждения нашим словам в тексте.

Работа с текстом, исследование и анализ текста для нахождения аргументов в пользу деятельности человека и против. Работа по группам. Одна группа ищет подтверждения положительного влияния человека на культуру, вторая – отрицательное. Третья группа – экспертная, оценивает высказывания первых двух групп и резюмирует.

«-»

Высокоразвитая цивилизация, создавшая немало культурных ценностей, может быть завоевана народами с более низким культурным уровнем. Так не раз случалось в истории, например во времена крушения Древнего Рима.
Разрушительное землетрясение может стереть с лица Земли современный город. Богатства культуры гибнут от деятельности самих людей. В периоды войн, смут, социальных конфликтов бывало так, что культуре наносился огромный урон.

В III в. до н. э. китайский император Цзин Чи Ган приказал сжечь все книги в стране, кроме книг по сельскому хозяйству, медицине и черной магии, а ученых отправил на строительство Великой Китайской стены. Пропало множество текстов, в том числе почти все труды философа Конфуция (551–479 гг. до н. э.).

В Александрии Египетской, в городской библиотеке было собрано более полумиллиона древних свитков и манускриптов со всего мира. Когда в 641 г. город завоевал калиф Омар, ими полгода топили городские бани. Как гласит история, калиф сказал, что содержание этих книг либо находится в согласии с Кораном, либо противоречит ему. Если оно находится в согласии, Коран обойдется и без них, а если оно противоречит ему, они вредны. Поэтому, решил калиф, да будут они уничтожены.

Ценности материальной культуры 

«+»
Цивилизованное общество осуществляет кропотливую деятельность по сохранению и накоплению культурных ценностей. Оно стремится осуществлять не просто воспроизводство, а расширенное воспроизводство культуры – увеличивать размеры своего культурного достояния, культурного богатства. Этому служат музеи, библиотеки, архивы, специальные службы охраны памятников истории и культуры. В каждом государстве, в том числе в России, существует национальное законодательство об охране памятников истории и культуры. Свою роль здесь играет и международное сотрудничество. В рамках одной из структур ООН – организации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) – создан перечень объектов культуры, составляющих мировое культурное наследие, т. е. имеющих значение для всего человечества. Некоторым странам, у которых недостает средств для сохранения выдающихся памятников культуры на их территории, включенных в мировое культурное наследие, оказывается финансовая помощь.

Комментарии к текстам.



Закрепление знаний. Синквейн. (Слайд 10)



Составить синквейн.


Синквейн


____________________________

  1. Сущ.


__________________________________________________________

2. Прил. Прил.


__________________________________________________________

3. Гл. Гл. Гл.


__________________________________________________________

4. Предложение.


Итоговый контроль, подведение итогов

  • Подведение итогов работы.

Итак, ребята мы подходим к концу нашего занятия, и мне хотелось бы узнать, а что же вы для себя уяснили, чему научились?

Выставление оценок. Рефлексия.

Рефлексия (Слайд 11)

Рейтинг мнений. Определение позиции по итогам урока. Учащиеся выбирают одну из позиций по группам и приводят аргументы в пользу мнения. Третья группа делает выводы.

Обозначение мнений зафиксировано в презентации.

1 – “культура — это познание совершенства;
2– “ Дикость стала возможной только с появлением культурного человека”;

Учащиеся высказывают свои мнения.

  • Домашнее задание:

  • Выучить термин, подготовить сообщение о положительном и отрицательном влиянии человека на культуру.

Спасибо.

Результаты урока: Проведенный урок по теме «Культура» построен в соответствии с современными требованиями,  поставленные перед детьми цель и задачи урока выполнены. На уроке дети изучали новую тему, знакомились с понятием культура и ее видами. Элементы урока выделены, но взаимосвязаны друг с другом. На всех этапах урока осуществлялся деятельностный подход. Деятельность учащихся помогли ребятам глубже узнать материал урока, а также использовать материал из истории и соотнести с новой темой по обществознанию. Я постаралась создать условия для того, чтобы ребята участвовали в целеполагании, максимально самостоятельно вышли на тему урока, смогли определить виды культуры, сформулировать понятия, а также использовать новые знания в игре синквейн. На уроке формировалось умение группировать, находить главное, работать с источником информации Дети вели себя активно, постарались максимально продуктивно использовать время для работы.









































Выдержки из словарей со словом «Культура»

Культура — разводимое растение (Словарь Ожегова)



Культура

ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка; | образование, умственое и нравственое; говорят даже культивировать, вм. обрабатывать, возделывать, образовать и пр. Культиватор. в земледелии, скоропашка, для передваивания пашни, с железными лапами, вместо сошника.

(словарь Даля)

 Культура

(лат. cultura) — первоначально обработка и уход за землей (лат. agricultural с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда — «культура техники земледелия»).

ВСловаре.Ру>Философский словарь


Культура

(от лат. cultura — образование, возделывание, развитие, воспитание, почитание) все те материальные и духовные ценности, которые созданы человеком в процессе творчества, деятельности, то что создано творцами (архитекторами, художниками, поэтами и т. д.); деятельность, результаты которой как материальны, так и идеальны; то, чего нельзя сотворить в обычной деятельности, но что создается поколениями в ходе исторического процесса развития общества. Культуру создают личности, а все остальное — народ. К. относится к ряду наиболее сложных и многогранных понятий философии, обществоведения вообще. В настоящее время в литературе насчитывают более чем полтысячи определений этого понятия.

ВСловаре.Ру>Философский словарь



Культура (лат. cultura, от colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии,психологии, экономики, педагогики и др. (Википедия)

Ценности материальной культуры 

Высокоразвитая цивилизация, создавшая немало культурных ценностей, может быть завоевана народами с более низким культурным уровнем. Так не раз случалось в истории, например во времена крушения Древнего Рима.

Разрушительное землетрясение может стереть с лица Земли современный город. Богатства культуры гибнут от деятельности самих людей. В периоды войн, смут, социальных конфликтов бывало так, что культуре наносился огромный урон.

В III в. до н. э. китайский император Цзин Чи Ган приказал сжечь все книги в стране, кроме книг по сельскому хозяйству, медицине и черной магии, а ученых отправил на строительство Великой Китайской стены. Пропало множество текстов, в том числе почти все труды философа Конфуция (551–479 гг. до н. э.).

В Александрии Египетской, в городской библиотеке было собрано более полумиллиона древних свитков и манускриптов со всего мира. Когда в 641 г. город завоевал калиф Омар, ими полгода топили городские бани. Как гласит история, калиф сказал, что содержание этих книг либо находится в согласии с Кораном, либо противоречит ему. Если оно находится в согласии, Коран обойдется и без них, а если оно противоречит ему, они вредны. Поэтому, решил калиф, да будут они уничтожены.

Ценности материальной культуры 


Цивилизованное общество осуществляет кропотливую деятельность по сохранению и накоплению культурных ценностей. Оно стремится осуществлять не просто воспроизводство, а расширенное воспроизводство культуры – увеличивать размеры своего культурного достояния, культурного богатства. Этому служат музеи, библиотеки, архивы, специальные службы охраны памятников истории и культуры. В каждом государстве, в том числе в России, существует национальное законодательство об охране памятников истории и культуры. Свою роль здесь играет и международное сотрудничество. В рамках одной из структур ООН – организации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) – создан перечень объектов культуры, составляющих мировое культурное наследие, т. е. имеющих значение для всего человечества. Некоторым странам, у которых недостает средств для сохранения выдающихся памятников культуры на их территории, включенных в мировое культурное наследие, оказывается финансовая помощь.













Свежие документы:  Тема: Домашнее хозяйство

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: