Тема: Тоталитаризм. Установление тоталитарных и авторитарных диктатур в Европе 9 Класс


9 класс

Раздел программы «Здоровье»: Я и другие


Тема: Тоталитаризм. Установление тоталитарных и авторитарных диктатур в Европе.

Программа интегрированного курса: Способы манипулирования людьми.


ТЕМА УРОКА: ТОТАЛИТАРИЗМ

ЦЕЛЬ УРОКА: Формирование способности определеня манипулятивного поведения в общении и адекватного реагирования на него.


УРОВНИ УСВОЕНИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Формировать представления о манипулировании людьми

ОТНОШЕНИЕ

Формировать стремление к нахождению адекватных способов взаимодействия в случае манипулирования

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ

Формировать навыки различения манипулитивного поведения



СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

Вводная часть

Актуализация знаний учащихся о способах манипулирования людьми

Дискуссия: «Как можно повлиять на человека, чтобы достичь своей цели?», «Какое поведение можно назвать честным, а какое лицемерным?»

Основная часть

Формирование представления учащихся о типах манипуляторов

Учитель дает определение тоталитарных режимов.

Этюд: Интервъю с диктатором.

Два человека представляют Сталина и Гитлера, остальные учащиеся – журналисты задают вопросы.

Учитель объясняет учащимся основные типы манипуляторов, какие типы манипулятивного поведения использовали диктаторы для достижения своих целей.

Заключительная часть

Отработка личной стратегии при общении с манипулятором

Этюды. Учашие разыгрывают в парах сценки, в которых один участник должен добиться от другого с помощью манипулятивных приемов выполнение какой-то услуги. Соответственно другой участник сценки должен распознать характер манипулирования и найти эффективные способы противостоять ему. Затем участники меняются ролями.

Итог

Обобщение полученного опыта

Обсуждение результатов предыдущего упражнения. Следует обратить внимание на особо эффективные способы противостояния манипулированию

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ПО ИТОГАМ УРОКА НЕОБХОДИМО ПРОВЕРИТЬ

Обсудить с родителями, как они понимают выражение «манипуляция сознанием». Сталкивались ли они с этим в жизни.

Подготовить ответ на вопрос: «Какими способами удается противостоять манипулированию?»

Сформировано ли представление о манипулировании людьми.

Сформировано ли стремление к нахождению адекватных способов взаимодействия в случае манипулирования.

Сформированы ли навыки различения манипулятивного поведения.
























Способы манипулирования людьми


Основная задача – на примере поведения лидеров тоталитарных государств показать учащимся способы манипулятивного поведения и сформировать навыки и адекватно реагировать на него.

В начале урока необходимо актуализировать знание учащихся о способах манипулирования людьми. В ходе дискуссии необходимо выяснить, какие способы влияния на окружающих людей в группе, в коллективе знают учащиеся. Всегда ли эти способы можно назвать честными, благородными?

Основная часть урока посвящена ролевой игре «Интервью с диктатором». Заранее учащимся предлагается написать доклады о таких диктаторах, как Сталин, Гитлер, Франко, Муссалини. Игра делиться на два этапа: сначало читаются мини-доклады о биографии исторических деятелей. Основной упор доклада необходимо сделать на этапе захвата власти.

Свежие документы:  Урока по теме: «Уроки доброты»

Вторая часть игры строится в виде интервью. С помощью вопросов учащиеся пытаются определить мотивы деятельности диктаторов, черты характера, помогшие им завоевать и удержать власть, их отношения с ближайшим окружением. После завершения игры учитель подводит итог. Дает определение манипулятивного поведения и называет его типы.

Основными характерными свойствами манипулятора являются (Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек – манипулятор. Минск, 1992) следующие:

  1. Ложь (фальшивость, мошенничество). Используют приемы, методы, маневры. «Ломают комедию», разыгрывают роли, всеми силами стремятся произвести впечатление. Чувств не испытывают, а старательно выбирают и выражают их в зависимости от обстоятельств.

  2. Неосознаность (апатия, скука). Не осознают действительного значения жизни. У них «туннельное видение», то есть видят и слышат то, что хотят видеть и слышать.

  3. Контроль (закрытость, намеренность). Для них жизнь – это шахматная игра. Стараются контролировать ситуацию; их тоже кто-то контролирует. Внешне сохраняют спокойствие для того, чтобы скрыть свои планы от оппонента.

  4. Цинизм (безверие). Не доверяют никому – ни себе, ни другим. В глубине своей натуры не доверяют человеческой природе вообще. Делят людей на две большие категории: те, кого контролируют, и те, кто контролирует.

В заключение урока можно разделить весь класс на группы и провести этюды, моделирующие типы манипулятивного поведения и способы противостояния ему.

Этюды «Способы противостоянию манипулированию»

Учащиеся разыгрывают в парах сценки, в которых один участник должен добиться от другого с помощью манипулятивных приемов выполнения какой-либо услуги. Соответственно другой участник сценки должен распознать характер манипулирования и найти эффективные способы противостоять ему. Затем участники меняются ролями.

В качестве обобщения полученного на уроке опыта учащиеся обсуждают результаты этюдов. Какими способами удалось противостоять манипулированию? Учитель в символичной форме фиксирует на доске наиболее эффективные способы, найденные учащимися.




МАНИПУЛЯТОР


Тип манипулятора

Признаки

1. ДИКТАТОР

Он, безусловно, преувеличивает свою силу, он доминирует, приказывает, цитирует авторитеты – короче, делает все, чтобы упровлять своми жертвами. Разновидности Диктатора: Настоятельница, Начальник, Босс, Младшие Боги

2. ТРЯПКА

Обычно жертва Диктатора и его прямая противоположность. Тряпка развивает большое мастерство во взаимодействии с Диктатором. Она преувеличивает свою чувствительность. При этом характерные приемы: забывать, не слышать, пассивно молчать. Разновидности Тряпки – Мнительный, Глупый, Хамелион, Конформист, Смущающийся, Отступающий.

3. КАЛЬКУЛЯТОР

Преувеличивает необходимость все и всех контролировать. Он обманывает, увиливает, лжот, старается, с одной стороны, перехитрить, с другой – перепроверить других. Разновидности: Делец, Аферист, Игрок в покер, Делатель рекламы, Шантажист.

4. ПРИЛИПАЛА

Полярная противоположность Калькулятора. Изо всех сил преувеличивает свою зависимость. Это личность, которая жаждет быть предметом забот. Позволяет и изподволь заставляет других делать за него его работу. Разновидности: Паразит, Нытик, Вечный Ребенок, Ипохондрик, Иждевенец, Беспомощный Человек с девизом «Ах, жизнь не удалась, и поэтому…».

5. ХУЛИГАН

Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Управляет с помощью угроз разного рода. Разновидности: Оскорбитель, Ненавистник, Ганстер, Угрожающий. Женская вариация Хулигана – Сварливая Баба («Пила»).

6. СЛАВНЫЙ ПАРЕНЬ

Преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность. Он убивает добротой. В некотором смысле, столкновение сним куда труднее, чем с Хулиганом. Вы не сможете бороться со Славным Парнем. Удивительно, но в любом конфликте Хулигана со Славным Парнем Хулиган пригрывает. Разновидности: Угодливый, Добродетельный Моралист, Человек организации.

7. СУДЬЯ

Преувеличивает свою критичность. Он никому не верит, полон обвинений, негодования, с трудом прощает. Разновидности: Всезнающий, Обвинитель, Обличитель, Собиратель улик, Позорящий, Оценщик, Мститель, Заставляющий признать вину.

8. ЗАЩИТНИК

Противоположность Судье. Он чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Он портит других, сочуствуя сверх всякой меры, и отказывается позволить тем, кого защищает, встать на собственные ноги и вырасти самостоятельным. Вместо того, чтобы заняться собственными делами, он заботится о нуждах других. Разновидности: Наседка с цыплятами, Утешитель, Покровитель, Мученик, Помощник, Самоотверженный.


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: