Конспект урока по Химии «Физические и химические явления. Химические реакции» 8 класс


Урок химии в 8 классе на тему: Физические и химические явления. Химические реакции.

Савинская Татьяна Андреевна

учитель химии и биологии

Северо-Казахстанская область

Город Мамлютка

Мамлютская школа-гимназия № 1

Цель урока: учащиеся смогут отличать физические явления от химических, приводить примеры явлений, происходящих в природе и жизни человека. Задачи: расширить понятие “химическая реакция”; обратить внимание учащихся на разнообразный характер явлений окружающего мира; Формировать представления о признаках и условиях протекания химических реакций; Содействовать формированию у учащихся знаний, с помощью которых можно выявить чёткие различия между физическими и химическими явлениями.

Методы, стратегии: элементы технологии критического мышления, стратегии «Давай порассуждаем», «я-мы», кластер «Паучок».

Оборудование: спиртовка, держатель, пробирки, вода, ступка с пестиком, кусочек сахара, металлическая пластина, парафин, пищевая сода, растворы уксусной кислоты, BaCl2, Na2SO4, лист бумаги.

Ход урока:

1. Организационный этап. Приветствие, позитивный настрой.

2.Стадия вызова.

Учащиеся делятся на группы с помощью стратегии «Давай порассуждаем» ( карточки с названием явлений «скисание молока, таяние снега, горение дров, плавление парафина, опадание листьев» или другие на усмотрение учителя )

Задание: в группе обсудите в группе ваше словосочетание и выскажите предположение о теме нашего урока. Какие явления вы знаете? (определили тему урока) (2 мин)

Какова цель нашего урока? Учащиеся называют цель урока, учитель дополняет.

2.Работа в группах по заданиям: стратегия «я-мы»

Задания: по выданным картинкам определите, какие явления являются химическими, а какие физическими и дайте обоснованный ответ (презентующий от группы высказывает их мнение) 3-5 мин

3.Стадия осмысления. Изучив материал учебника, параграф 4, заполните схемупо выданному шаблону в тетради (стратегия «Паучок») (5 минут) индивидуально.

3. Обсудите в группах, чем отличаются физические явления от химических. Как по- другому называются химические явления? Приведите примеры. Составьте кластер(5 мин). Презентация кластеров по принципу дополнения. (3 мин) Учитель: На уроках химии мы будем изучать химические реакции. Поэтому мы их будем отличать от физических явлений по 5 признакам. Назовите эти признаки. В этих отличиях мы убедимся при выполнении лабораторного опыта.

Выполнение лабораторного опыта. Правила ТБ при работе с уксусной кислотой, правила нагревания (направленное исследование)

5. Выполнение лабораторного опыта по инструктивным карточкам.

Лабораторный опыт «Физические и химические явления»

Инструкция к проведению лабораторного опыта. При выполнении опытов, заполните таблицу

Опыт 1. Кипение воды

Оборудование: спиртовка, держатель, пробирка, вода

1.В пробирку налить 3 мл воды.Описание: https://chemistry.150shelkovo011.edusite.ru/images/p91_olya7.jpg

Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "Азот. Положение в периодической системе и свойства"

2.Пробирку закрепить в держателе.

3.Поджечь спиртовку (соблюдая ТБ).

4.Над спиртовкой прогреть пробирку с водой по всей длине.

5.Аккуратно нагреть воду в пробирке до кипения.

6.Запишите ваши наблюдения.

7.Какое явление вы наблюдаете? Почему?

Опыт 2. Дробление вещества

Оборудование: ступка с пестиком, кусочек сахара

1.В ступку положите кусочек сахара.

2.При помощи пестика измельчите кусочек сахара в мельчайший порошок.

3.Запишите ваши наблюдения.

4.Отнесите данное явление (измельчение) к физическому или химическому явлению.

Опыт 3. Плавление и охлаждение парафина

Оборудование: спиртовка, металлическая пластина, парафин.

1.Металлическую пластину закрепите в держателе.

2.Положите кусочек парафина на металлическую пластину.

3.С помощью спиртовки нагрейте металлическую пластину с парафином.

4.Запишите ваши наблюдения.

5.Вылейте расплав тонкой струйкой в фарфоровую чашку и охладите.

6. Какие изменения происходят?

5.Плавление и затвердевание — химическое или физическое явление?

 Опыт 4.Выделение газа

В пробирку поместите 0,5 г соды. Осторожно прилейте 1 мл раствора уксусной кислоты. Что наблюдаете? Сделайте вывод о том, какое это явление. Опыт 5. Выпадение осадка. В пробирку налейте 1 мл вещества, имеющего формулу BaCl2и 1 мл Na2SO4. Что наблюдаете? Дайте отстояться веществам. Сделайте вывод, какое это явление.

Опыт 6. Изменение цвета Посмотрите видеоролик «Изменение цвета –признак химической реакции» Заполните таблицу. Опыт 7. Выделение теплоты и света. Посмотрите видеоролик «Горение магния». Заполните таблицу. Что выделяется при горении магния? Опыт 8. Сжигание бумаги Листок бумаги поместите в фарфоровую чашку. Закрепите держателем и поместите в пламя горелки. Появился запах?

п/п

Содержание опыта

Наблюдения

Вывод (какое явление)

1.




2.




3




4




5




6




7




8.




6. Группы для обсуждения получают задания: 2 группы – значение физических явлений в природе и жизни человека. 3 группы –значение химических явлений в природе и жизни человека. Запишите на плакатах. (5-7 мин). Обменяйтесь плакатами, другие группы дополните своими предложениями. Возвращение плакатов в свою группу с дополнениями. Перечислите ваши примеры значения явлений. Презентация, дополнение.

7.Задание для закрепления. Явления, протекающие в чайнике. Используя стратегию «Думай. Общайся в паре. Делись», объясните все явления, протекающие от момента наливания вода и до чаепития.(приложение) 6. Само и взаимооценивание по листам оценивания результатов работы. (Приложение)

4.Рефлексия. «Три М». Учащимся предлагается написать на стикерах два момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Где растут леса в России"

5. Домашнее задание. §4, 5 ответить на вопросы

Приложение: Лист оценивания.

Оцените свою работу и своих товарищей в группе от 1 до 100%

Ф.И.

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

Итого







Взаимооценка

Ф.И.

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

Итого

1.






2.






3.






4.








Приложение 1. Картинки к 1 заданию

Горение костраФизическое явление в быту

Горение костра Кипение воды в чайнике

Фотосинтез – химическое явлениеЛед – твердое состояние воды – хрупкое вещество. Весной лед тает – физическое явление

Фотосинтез образование льда

ЛистопадПротухание яйца

Листопад Протухание яйца

Ржавление гвоздяТаяние мороженого

Ржавление гвоздя Таяние мороженого

Проволока сплющивается от удара молоткомИспарение воды

Проволока сплющивается от удара Испарение воды

Реакция хамелеонаСмесь бертолетовой соли и фосфора взрывается от удара молотком

Реакция хамелеона Смесь бертолетовой соли с фосфором взрывается от удара



Химические явления в космосеСгибание гвоздя

Взрыв газов в космосе Изгибание гвоздя

Дробление сахараНагревание вольфрамовой нити

Измельчение соли в ступке Нагревание вольфрамовой нити



Растворение сахара в воде

растворение сахара в воде Горение свечиСкачать химические реакции картинки и фото на телефон беспла…

Скачать химические реакции картинки и фото на телефон беспла…

Выпадение снега Жарка рыбы

Задания для групп:

По выданным картинкам определите, какие явления являются химическими, а какие физическими и дайте объяснение (презентующий от группы высказывает мнение своей группы)

Перечислите значение физических явлений в природе и жизни человека

Задание для закрепления: Явления, протекающие в чайнике. Используя стратегию «Думай. Общайся в паре. Делись», выполните задание.

С незапамятных времен были известны многочисленные полезные свойства чая. В народной медицине использовали чай уже более 5000 лет назад для лечения инфекционных заболеваний, простуды, а также для улучшения работы пищеварительной системы и успокоения нервной системы. С расширением исследований в области химического состава чая и его свойств ученые находят все больше фактов, подтверждающих связь регулярного употребления чая с уменьшением вероятности заболевания разными недугами, например сердечно-сосудистыми или раковыми.
Основное преимущество чая заключается в том, что это абсолютно натуральный продукт, без усилителей вкуса, консервантов или красителей. В зависимости от технологии производства чая в напитке преобладают те или иные полезные качества. Также, чай без сахара, варенья, меда или молока не имеет калорий и является важнейшим компонентом, поддерживающим в организме человека баланс жидкостей.

Объясните все явления, протекающие от момента наливания воды в чайник и заканчивая завариванием чая, наливанием его в пиалу и растворением в нем сахара.

Ответьте на вопросы: 1. Кипение воды в чайнике относится к химическим явлениям Да/ Нет 2. Образование накипи в чайнике – это химическое явление Да/Нет 3. При кипении вода переходит в газообразное состояние Да/Нет

4. Составьте список последовательных действий при чаепитии, какие из них являются физическими, а какие — химическими?



Приложение к заданию №2 Кластер «Паучок»





























скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: