Конспект урока на тему «Число 0. Цифра 0. Свойства нуля»


Урок — путешествие

Тема: «Число 0. Цифра 0. Свойства нуля.»

Цель: познакомить учащихся с числом ноль и соответствующей ему цифрой, со свойствами нуля.

Задачи:

образовательные:

создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствиии объектов пересчёта, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль. Закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и составлять равенства, писать изученные цифры;

развивающие:

развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память, математическую речь, мыслительные операции у учащихся;

воспитательные:

способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету.

Оборудование: счётный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

— Сегодня на уроке мы с вами не просто будем считать и решать – мы отправимся путешествовать. А кто знает зачем люди путешествуют?

— Вот и мы узнаем сегодня на уроке что — то новое.

  1. Актуализация знаний

— Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмем в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.

Круглый, румяный,
В печке печен,
На окошке стужен. (колобок)

Как начинается сказка?

Дети вспоминают.

– Колобок от бабушки ушел, от дедушки ушел и отправился путешествовать. И привела его тропинка в волшебный лес, в котором живут цифры.

III. Устный счет

Катится, катится Колобок по волшебному лесу и вдруг ему встретился… Вспомним, кто первым встретился на пути у Колобка?

— «Не пущу тебя дальше, -говорит Заяц, – пока не выполнишь мои задания. А не справишься – съем тебя». — Ребята, давайте поможем Колобку выполнить зайкины задания.

(счетные палочки)

— Четыре зайца шли из школы,
И вдруг на них напали пчелы.
Два зайчика спаслись едва,
А сколько не успело?..

Как вы это узнали?(4 – 2 = 2)

Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенек зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок:
Сколько съедено морковок?
Десять.)

— Заяц и белка угощали друзей. Заяц принес морковку и репку, а белка – орех, шишку и гриб. Сколько гостинцев принесли заяц и белка?(Пять.)

— Вот восемь зайчат по дорожке идут.
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой?
Десять.)

— Молодцы! Справились с Зайкиными заданиями, можно путешествовать дальше.

IV. Актуализация опорных знаний и постановка проблем.

1. Введение нового числа.

— Покатился Колобок, а на встречу ему …Кто следующий повстречался на пути?

-«Выполни мои задания, иначе я тебя съем.» — говорит Волк.

(чудо дерево)

— Четыре спелых груши на веточке качалось. Их быстро снял Павлуша, а сколько груш осталось?(Это значит «ничего», «нисколько».)

2.Определение цели урока и постановка темы.

— А как показать «ничего», «нисколько»? — Каким числом можно выразить «ничего», «нисколько»? — Сегодня на уроке мы познакомимся с числом. Число 0 на письме обозначаем цифрой 0. Посмотрите на цифру 0. Из скольких элементов состоит? — Где место нуля на отрезке натурального ряда чисел?( ноль стоит у начальной точки на числовом отрезке и он всегда меньше 1). -Что можно ещё сказать про число 0 ?(меньше любого натурального числа)

— Вот он, посмотрите на него. Его называют «ноль» или «нуль» и обозначают им «ничто».Полное отсутствие предметов для пересчёта. Значит, подумает кое-кто, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится один, а вовсе не то, что хотелось.
— В Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей.

— Как вы думаете, доволен Волк Колобком? Можно двигаться дальше?

V. Чистописание

— Катится, катится Колобок, а навстречу ему Медведь.

– Колобок, Колобок, я тебя съем! – Не ешь меня, Медведь! – Хорошо, только при одном условии. Если в нашем лесу найдется цифра, похожая на тебя, я тебя отпущу.
— Ребята, помогите Колобку. Подскажите, есть ли такая цифра?

— Конечно же, это цифра ноль. Чем ноль отличается от Колобка? — А на что еще похож ноль?

Ученик 1

Нолик – круглый, как Земля,
Все считают от нуля.
Арифметика проста:
Если ноль – ладонь пуста.
Пишем ноль,
И ясно всем:
Здесь чего-то нет совсем!

Ученик 2

Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!

Ученик 3

Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким.
Но как его ни назовем,
Он называется нулем!

Работа в прописи

— Давайте научим Колобка и Медведя писать эту замечательную цифру.

— А чем отличаются печатный и письменный нули?( письменный надо писать с наклоном)

— С правой стороны клетки, немного ниже верхнего угла, начинаем писать овал, ведём вверх, касаемся верхней линии, закругляем влево, ведем вниз, потом опять округло двигаем вверх к началу овала.

VI. Физкультминутка

VII. Изучение нового материала (продолжение)

—  А теперь снова в путь. Катится, катится Колобок и докатился он до речки. Чтобы перейти речку, нужно составить выражения по рисункам. Поможем Колобку их решить! Примеры запишем в тетрадь

(задачи стр 36 учебник)

VIII. Закрепление пройденного материала

—  Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса.

– Уж от меня-то, Колобок, не уйдешь, и ребята тебе не помогут.
Поможем, ребята?

— Семь рассерженных гусей,
Семь отчаянных друзей
Ходят-бродят: «Га-га-га!»
Тут хозяйка позвала их:
– Есть хотите?
– Да-да-да!
И пошли ватагой всей
Семь рассерженных гусей.
Семь гусей ушли кормиться,
Сколько же осталось птицы?
( нисколько)

Какой цифрой обозначим?



IХ. Итог урока

— Ну что ж, придется Лисе отпустить Колобка – ведь все задания он решил на отлично. А помогли ему в этом вы, ребята. Как вы ему помогли?умали, решали, рассуждали, считали)

Какую цифру научился писать?

— Что же обозначает число ноль?«ничего», «нисколько»)

— Молодцы! Вы хорошо работали!

X. Рефлексия

 

— На листочках нарисуйте солнышко, если вам на уроке понравилось. И тучку, если вам на уроке не понравилось. Кто нарисовал Солнышко? Если хотите, подарите его нашим гостям на память.


























Раздольненская СОШ





Урок — путешествие

Тема: «Число 0. Цифра 0. Свойства нуля.»





Учитель начальных классов

Дьяконова Л.В





2014/15 уч.год





















Свежие документы:  Конспект урока на тему «МАЛЫШИ – КРЕПЫШИ»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: