Проект по психологии «Внимание! – «внимание» 8 класс

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

СЕРПУХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОУ

«Данковская средняя общеобразовательная школа»













Проект по психологии.



Тема: «Внимание! – «внимание».









Автор:
Лебедева Евгения

обучающаяся 8 класса.
Научный руководитель:
Н. Ф. Зубкова
педагог- психолог.










27 февраля 2013 г.




Нами была выбрана тема исследования «Внимание» и мы хотим привлечь ваше внимание к этой теме, потому что:

Внимание — одно из главных условий, от характеристики которого зависит, успешность учебной деятельности. Многие проблемы, возникающие в учении, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания.

Особенно актуальной эта тема становится при подготовке нас к государственной итоговой аттестации (ГИА)

Цель представляемого проекта – изучение индивидуальных особенностей внимания обучающихся 8 класса для повышения успешности обучения и подготовки к ГИА

Задачи:

  • Изучить литературу по теме

  • Провести диагностику индивидуальных особенностей устойчивости и концентрации произвольного внимания (методика: корректурная проба).

  • Сравнить уровень развития внимания с успешностью в обучении.

  • Подобрать и оценить эффективность упражнений для тренировки внимания

Что же такое внимание?

Ученые подсчитали, что человеческий взор перемещается за день 100 000 раз. Если бы эти перемещения были никак не связаны между собой, совершенно бесцельны и неуправляемы наблюдатель не смог разобраться в таком хаосе впечатлений. По­этому нужен своеобразный «компас», который бы указывал на­правление наблюдения. Роль такого «компаса» выполняет внимание.

Внимание — направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Темперамент человека и свойства внимания
зависят от типа нервной системы

Виды внимания

Непроизвольное — само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя, а также значимого и вызывающего эмоциональный отклик явления (сильный шум, броско одетый человек, падающая звезда на ночном небе, плачущий на улице ребенок)

Произвольное сознательное сосредоточение на определенной информации; оно требует волевых усилий и при отсутствии интереса утомляет через 20 минут (чтение учебно­го материала, чтобы не получить плохую оценку).

Послепроизвольное внимание вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение. Человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами (книга сначала показалась скучной, а затем человек зачитался)

Характеристики внимания.

Объем внимания.— количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.

Обьем внимания у здорового взрослого человека 7+ (-) 2 (5-9) единиц. (1*)

Распределение внимания. — это возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.

Переключение внимания.— намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой.

Устойчивость внимания — длительность сосредоточения внимания на объекте.

Концентрация вниманиястепень сосредоточенности на объекте.

На произвольность внимания влияют следующие факторы:

  • мотивация;

  • эмоциональное состояние;

  • личностные особенности (например, склонность волноваться и тревожиться);

  • интенсивность стимула;

  • значимость стимула или ситуации;

  • особенности ситуации.

Нами была проведена диагностика устойчивости и продуктивности внимания по методике: Корректурная проба в 8 классе.

Каждый обучающийся получил лист с напечатанными буквами. На бланке необходимо было просматривать слева направо ряды букв и зачеркивать буквы «А» и «С». Через каждую минуту звучала команда «черта», надо было поставить вертикальную черту между буквами, которые обучающиеся просматривали в этот момент. Работать надо было быстро и точно. Работа продолжалась 5 минут.

Обработка результатов.

Продуктивность и устойчивость внимания определяются по формуле:


Sпоказатель продуктивности и устойчивости внимания;

N— количество букв , просмотренных за 1 минуту

п — количество ошибок, допущенных за это же время.

В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S и один показатель S, относящийся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым

В результате были построены индивидуальные графики внимания каждого обучающегося, отражающие динамику изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания.

Верхний график характеризует внимание неустойчивое, уровень продуктивности ниже среднего, наиболее высокий уровень внимания в середине задания.

Эти результаты можно учитывать при индивидуальном обучении: человеку с такой динамикой внимания начинать работу надо с легкого, увеличивая нагрузку, самое трудное надо выполнять в середине работы, а затем постепенно снижать нагрузку.

Нижний график — внимание устойчивое, уровень продуктивности средний, наиболее высокий уровень внимания в начале задания. Обучающемуся с такой динамикой внимания начинать работу надо самого трудного, а затем постепенно снижать нагрузку, в конце занятия выполнять самую легкую работу. Готовить домашнее задание с самого трудного, заканчивать – самым легким предметом.

Рекомендации для педагогов по результатам диагностики.

У 72% обучающихся 8 класса самый высокий результат продуктивности внимания на 1 минуте диагностики, т.е в начале работы.

Можно сделать вывод о том, что начало урока – наиболее продуктивное время для усвоения знаний обучающимися, следовательно, объяснять новый материал, выполнять сложные задания в этом классе необходимо в начале урока.

Наиболее высокий средний показатель продуктивности внимания у М. Романа. Для этой группы обучающихся средний показатель по классу 1,8. 50% обучающихся имеют высокий и средний уровень развития продуктивности внимания. 50 % обучающихся необходимо развивать внимание.

Сравнение рейтинга среднего показателя продуктивности внимания с качеством знаний обучающихся показал, что обучающиеся имеющие оценки «5» и «4», т.е. качество знаний 100 %, имеют высокий и средний уровень развития внимания. То есть мы доказали влияния внимания на успешность обучение в нашем классе.

Таким образом, по результатам проектной работы можно сделать выводы о то, что

  1. Внимание — одно из главных условий, от уровня развития которого зависит, успешность учебной деятельности

  2. Зная индивидуальные особенности своего внимания, можно его развивать и решать многие проблемы, возникающие в обучении посредством упражнений и тренировок.

  3. Результаты диагностики продуктивности и устойчивости внимания обучающиеся и педагоги могут использовать для повышения эффективности подготовки к государственной итоговой аттестации (ГИА)

Внимание можно развивать.

Тренировка внимания очень важна для успешной учебы, да и любой целенаправленной деятельности.

1. Рассмотреть предмет и, удалив его из поля зрения, перечислить как можно больше деталей.

2. Запомнить расположение предметов и при перестановке поставить в первоначальном порядке.

3. Считать до 30, заменяя хлопком числа, которые делятся на 3 или содержат 3 (например, 9, 13).

4. Для развития способности к сосредоточению можно практиковать специальные упражнения. Например, длительное время (не менее 5 минут) смотреть на какой-то предмет, не допуская посторонних мыслей и отвлечения на другие вещи. Лучше, чтобы это был простой предмет — например карандаш, стакан или красная точка, нарисованная на белом листе.

5. Возьмите в каждую руку по фломастеру. Одновременно начните рисовать одной рукой круг, а другой – треугольник, стараясь круг сделать ровным, а углы треугольника – острыми. Закончить рисовать тоже одновременно. За 1 мин. нарисуйте как можно больше кругов и треугольников. (4*)

6. Несколько минут внимательно смотрите на какой-либо предмет. Затем закройте глаза и постарайтесь вспомнить этот предмет как можно подробнее. Откройте глаза и определите «пропущенные» детали. Опять закройте глаза. Повторяйте упражнение до тех пор, пока точно не воспроизведёте предмет в памяти. (4*)

7. Обратный отсчёт.

Это упражнение на концентрацию внимания вы можете выполнять в любом месте, например, по пути к дому, или на работу. Выберите число, и начните обратный отсчёт. Для начала подойдёт число 100, ваш цель вести обратный отсчёт до нуля. Выполняя упражнение, старайтесь не отвлекаться на посторонние мысли. Если вдруг отвлечётесь, начинайте отсчёт заново, до тех пор, пока у вас не получится вести обратный отсчёт без отвлечения вашего внимания. После того, как вам начнёт легко удаваться выполнение этого упражнения, усложните его. (5*)

В работе были использованы следующие источники.

1.https://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=38&0a1=288&0o1=1&0s1=1&0p1=9

2. https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-36618

3. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психо­логическое исследование с элементами математической стати­стики. — 640 с.

4. https://razvivaysa.com/samye-effektivnye-uprazhneniya-na-razvitie-vnimaniya.html

5. https://www.newtomorrow.ru/concentrate/chetire_moschnih_uprazhneniya.php


Благодарим Вас за внимание к теме «Внимание»!

Свежие документы:  Анализ работы школы за 2013 -2014 учебный год

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: