Брошюра «Технология встречных усилий на уроках русского языка»




Пастухова Юлия Александровна









Доклад из опыта работы

на районный семинар учителей русского языка











п.Куйбышево

2009 г.



ВВЕДЕНИЕ

В поиске современных подходов к обучению заслуживает внимания построение урока, выдержанное в технологии встречных усилий учителя и ученика.

Что такое обучение? Это — процесс познания окружающего мира, это направляемый педагогом и самим учащимся путь преодоления незнания, а преодоление требует определённых усилий. Без усилий — эмоционального, интеллектуального, волевого напряжения — невозможны ни активная познавательная деятельность, ни сознательное участие в учебном процессе, ни взаимодействие учителя и ученика.

Ученик изначально поставлен в такие условия, что он должен прикладывать определённые усилия в процессе образования. Педагог, со своей стороны, тоже должен поддерживать ученика, обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперёд, но и каждый раз, делая «шаг навстречу», подниматься на новую ступеньку в своём методическом опыте, строить отношения со своими учениками. В этом случае можно говорить о технологии встречных усилий педагога и учащегося.

Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, условно разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, «вызов», «сотворчество», «рефлексия».

На каждом этапе реализуются свои педагогические приёмы, позволяющие активизировать и соединять усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания.







І ЭТАП

Содержание І этапа деятельности.

Психотренинг, упражнения, обязательно связанные с темой урока, цель которых – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.


Некоторые приёмы.

«Отсроченная отгадка».

Учитель в начале урока предлагает учащимся загадку (удивительный факт), отгадка которого будет открыта в процессе работы над темой.

Например: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

(При изучении темы «Самостоятельные части речи».)

В первый момент в классе – полное недоумение, но в конце урока учитель возвращается к этой фразе, предлагая найти в ней самостоятельные части речи.

«Эпиграф»

— Как данный текст может быть связан с темой урока по русскому языку?

Как без цифр нам жить?

Не знаю.

Надо что-то подсчитать,

Указать маршрут трамвая.

Номер дома отыскать…

(При изучении темы «Имя числительное»)

Не хочу учиться, а хочу жениться.

(Правописание –тся, -ться в глаголах..)

«Слабое звено»

Учащиеся друг за другом составляют характеристику какого-то языкового явления (важно не стать слабым звеном в классной цепи)



ІІ ЭТАП

Контрольно-подготовительный этап урока.

Здесь происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создаётся основа для дальнейшего усвоения материала.


Используются следующие приёмы.

«Лови ошибку» уместно использовать на обобщающих уроках. Здесь можно широко использовать материал тестового характера.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Наречие»

Учитель преднамеренно допускает ошибки. Например: Основу слова составляют такие значимые части слова, как корень, приставка, суффикс, окончание.

А для того, чтобы школьники помнили, что это игра, А.А.Гин предлагает сопровождать такие ошибки условными знаками (вверх поднимается левая рука, раскрытая ладонь и т.д.)

«Сигнальные карточки»

Отдельный цвет- это определённая орфограмма.

Например: Тема «Не с различными частями речи»

Учитель называет слово, ученики в своё время разноцветными карточками подают сигнал, как пишется данное слово.

Слитно Раздельно

«Согласен — не согласен » (в парах)

Учащиеся заранее подготавливают по 5 вопросов, которые задают друг другу, с тезисами можно согласиться или нет.

— Я утверждаю, что все имена прилагательные имеют степень сравнения.

— Не согласен. Но я настаиваю, что все имена прилагательные могут изменяться по падежам.

— Согласен, но имеется уточнение – и по числам.

По характеру выбираемых учащимися вопросов можно сделать вывод о степени усвоения материала.

ІІІ ЭТАП

Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова».

Цель «вызова» заключается в ситуации преодоления.


Приёмы, используемые на данном этапе.

«Цель и цели»

Учитель сообщает тему и основную цель, предлагает учащимся сформулировать свои цели. Таким образом, учащиеся включаются в процесс учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники.

«Вопросы к тексту»

Учащиеся прорабатывают текст учебника, делая на полях сигналы освоенности темы: «+»- понял, «?» — не понял, «v»- знал. Происходит активная оценка собственного познавательного опыта.



IV ЭТАП

Сотворчество как этап урока.

Главное здесь – поддержка активности, интереса, усилий, возникших на предыдущих этапах, через гибкое конструирование информации.


Некоторые приёмы.

«Кластер»

Идеи и предложения группируются вокруг ключевого слова. Другими словами создаётся опорный сигнал по теме.

«Театрализация»

Диалоги, различные лингвистические сказки.

«Ассоциация»

Где новая тема ассоциируется с чем-либо. Ярким примером тому – таблицы Т.Я.Фроловой.


V ЭТАП

Рефлексивный этап урока.

Основное содержание – осмысление результатов работы. Могут использоваться некоторые предыдущие приёмы работы (возвращение к эпиграфу).


Существуют и некоторые специфические педагогические приёмы.

«Кубирование»

Где каждая грань кубика представляет собой вопрос по теме, изучаемой на уроке.

«Сенкан» (пятистишие)

1.Тема (1 существительное).

2.Характеристика (2прилагательных).

3.Действие (3глагола).

4.Отношение к теме (4 слова).

5.Синоним к п.1.

«Эссе»

Пятиминутное письменное сочинение в свободной форме. Даёт представление о восприятии темы учащимися.

«Диаграмма «Венна»

Два пересекающихся круга. В пересечении — общие факты двух понятий, по краям — отличия.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Закрепление знаний о падежных окончаниях имён прилагательных в единственном числе. Растения и животные леса"








V I ЭТАП

Домашнее задание целесообразно варьировать по уровням.

І уровень – обязательный, ІІ уровень – выполняют те , кто хорошо знает предмет, ІІІ уровень – творческий.

Задавать домашнюю работу можно на любом этапе урока.

Оценка должна быть стимулом для дальнейшего приложения сил.


Итак, технология встречных усилий формирует субъектную позицию педагога и учащегося в учебном процессе.

Необходимое условие – наличие между ними постоянной обратной связи. Так как именно она создаёт предпосылки для развития встречных усилий, взаимопонимания и взаимодействия.



















ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Хан О.Н. Технология встречных усилий как условие гуманизации образовательного процесса.


Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность.


Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка.


Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.






















СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………..…3

І этап..………………………………………………………………………………………4

ІІ этап………………………………………………………………………………………..5

ІІІ этап……………………………………………………………………………………….6

ІV этап……………………………………………………………………………………….6

V этап………………………………………………………………………………………..7

VI этап……………………………………………………………………………………….8

Используемая литература……………………………………………………………9

Содержание……………………………………………………………………………..10




















скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: