Дидактический материал по русскому языку для 6 класса «Лексика. Фразеология»


Автономная некоммерческая организация «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»











ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 6 КЛАССА





«ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ»













подготовила

учитель русского языка и литературы

Андреева Екатерина Александровна













г. Москва

2014

Цели и задачи:

1)закрепить изученный материал по темам «Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Фразеологизмы»;

2)познакомить с употреблением профессионализмов, диалектизмов, исконно русских и заимствованных, устаревших слов и неологизмов в художественных произведениях, научить находить их в текстах и предложениях;

3)развить умение работать с разными видами словарей («Словарь живого великорусского языка» В.Даля, «Словарь иностранных слов»)

4)обогатить словарный запас шестиклассников.



Лексика

Общеупотребительные слова


1.Прочитайте, выпишите общеупотребительные слова-существительные. Можно ли выделенное слово считать общеупотребительным?


Папа жалуется:

-Что-то

Утомляюсь от работы…

Мама тоже:

-Устаю,

На ногах едва стою…

Я беру у папы веник –

Я ведь тоже не бездельник,

После ужина посуду

Сам помою, не забуду, —

Папу с мамой берегу,

Я же сильный,

Я смогу!

(О.Андреева)


2.Прочитайте. Определите тип и стиль речи текста. Являются ли выделенные слова общеупотребительными?


Благодаря миниатюризации электроники и развитию технологий прозрачных дисплеев вскоре станет возможным производство по-настоящему фантастических планшетов и смартфонов. Британский дизайнер Эндрю Солсбери предложил вместить всю электронную «начинку» коммуникатора в аппаратные клавиши, а экран сделать полностью проницаемым для света. Однако это еще не все новшества. И передняя, и задняя камеры снимают видео в 3D, а картинка, выводящаяся на экран, тоже объемная, причем не требует просмотра специальных очков…


Коммуникатор – устройство, представляющее собой карманный компьютер со встроенными модулями беспроводной связи.


Профессионализмы


3.Разбейте слова на три тематические группы.


Живопись

Литература

Спорт





С..нт..ментализм, п..нальти, форвард, эпитет, п..ртрет, б..атлон, р..продукция, п..литра, стихотворение, т..кстура, натюрморт, ба(л, лл)ада.


4.По данным толкованиям определите термины:


1)Простейшая единица строения и жизнедеятельности организма, состоящая из ядра, цитоплазмы и оболочки _____________________

2)Неразвившийся еще побег растения, зачаток цветка, листка, стебля с листьями _________________________

3)Обширное пространство суши, омываемое морями и океанами _______________

4)Род литературы, состоящий из диалогов и монологов, предназначенный для сцены __________________

5)Множество точек прямой, расположенных между двумя точками, включая сами эти точки ____________________


5.Прочитайте слова. Что в них общего. На какие группы их можно разбить?


Аллергия, рентген, верстак, бетон, астма, экскаватор, травматология, бульдозер, рецепт, миокард.


Миокард – мышечный слой сердца, составляющий главную его массу


6.Определите, люди каких профессий употребляют данные слова:

Грипп, ангина, прививка, эпидемия,

Синус, транспортир, ромб,

Пестик, тычинка, соцветие, опыление,

Фонетика, окончание, сказуемое,

Экспонат, раритет, артефакт,

Радиатор, стартёр, форсунка,


Радиатор – устройство для рассеивания тепла в воздухе.

Стартёр – электродвигатель, предназначенный для запуска мотора.

Форсунка – устройство для распыления жидкостей.


Диалектизмы


7.Прочитайте, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите диалектные варианты слова мычит.


В языках выхо..цев из разных мест бывают отличия мало заметные с первого взгляда, такие, которые услышиш.., только прожив вместе некоторое время, другие же обр..щают на себя вн..мание с первых слов, пр..изн..сённых выхо..цем из чужой деревн.. .

К..рова мычит – так могут сказать везде среди русских. Но возле Онежского озера чаще скажут к..рова мукает а возле Белого озера – к..рова мырчит. Южнее Москвы часто говорят к..рова ревёт а севернее Москвы – к..рова рычит. В В..логодской обл..сти могут даже сказать к..рова рыкает а в Поветлужье – в`опит. В этих случаях один и тот же пр..дмет, одно и то же действие в разных местах называют по-разному.

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Состав слова. Окончание"

(Л.Касаткин)


8.Выпишите все диалектные слова, объясните их значение.


1)Я наклонился, взял пальцами чуть шершавую, еще только с одного бока опалённую ягодку и осторожно опустил её в туесок.

2)После полувека жизни побывал я на месте нашей заимки.

3)С каждым днём толще и шире забереги, уже полоса воды, гуще шуга.

(В.Астафьев)

4)А Гаврила баил, что голосок, мол, у ней такой тоненький, жалобный, как у жабы…

5)А слыхали вы, ребятки, что у нас намеднись в Варнавицах приключилось?..

(И.Тургенев)

6)С самого утра начинает будить деревенских жителей кочет.

7)Векша перепрыгивает с ветки на ветку, только и виден ее пушистый хвост.



9.Прочитайте стихотворение С.Есенина «В хате». Выпишите диалектизмы и объясните их значение.

Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.


Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою –

Шелуха сырых яиц.


Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.


Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.


А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.


Зачем использует их в своем стихотворении С.Есенин?

Какие еще необщеупотребительные слова вам встретились?


10.В древнерусском языке было слово бавити, что значило «задерживать, заставлять быть». В современном литературном языке оно исчезло, сохранилось лишь в диалектах. В.Даль приводит слово «бавить» с пометой южн., зап. со значением «медлить, тянуть, мешкать, откладывать, задерживать, волочить, развлекать». Запишите слова русского литературного языка, произошедших от этого глагола, и объясните их значение.



Исконно русские и заимствованные слова


11.Найдите заимствованные слова. Из какого языка они пришли?


Офицер, платок, барабан, шампиньон, ложка, календарь, бульон, баскетбол, столовая, алфавит, лингвистика, девушка, финиш.


12.Составьте слова с иноязычными корнями:


Аква (лат.) —

Декор (фр.) —

Ман (фр.) —

Вита (лат.) —

Терра (лат.) –


13.Найдите в каждой строчке лишнее слово, выпишите его. Почему оно лишнее?


1)Пиджак, город, дом

2)Берег, штраф, слово

3)Агнец, спортсмен, корова

4)Голова, молоко, злато




14.Замените иноязычное слово исконно русским:

Антракт –

Дефект –

Эгоизм –

Лингвистика –

Дискуссия –

Привилегия –

Имитация –

Идея –

Афишировать –

Карантин –

Социальный –

Фикция –


15.Прочитайте текст и объясните причины проникновения в язык заимствованных слов.


Одна из языковых причин – стремление устранить многозначность слова или уточнить его значение. Например, слово конец обозначает «предел, граница чего-либо, последний момент (о времени); смерть, расстояние между двумя отдаленными точками и т.д.». Чтобы устранить эту многозначность, было заимствовано из английского языка слово финиш (заключительная часть спортивных соревнований), из итальянского – финал (конец какого-либо события, дела, явления), из греческого – эпилог (заключительная часть литературного произведения).
Другая, также языковая, причина заимствования – стремление заменить длинное наименование одним словом: положение тела – поза (франц.), меткий стрелок – снайпер (англ.), движение рукой, сопровождающее или заменяющее какое-либо высказывание, – жест (франц.); насыпь для ограждения местности от затопления – дамба (голландск.).


16.Составьте небольшой текст с использованием слов банкет, вестибюль, визит, кофе, шоколад, суфле, пари, дискуссия.



Устаревшие слова

Свежие документы:  Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Умеем ли мы в речи употреблять этикетные слова?»


17.Выпишите из пословиц устаревшие слова. Объясните их значение. К какой группе устаревших слов они относятся?


1)Испокон века книга растит человека.

2)С книгой жить – век не тужить.

3)Хорошая одежда – украшение для тела, хороший товарищ – отрада для души.

4)Не проси у богатого, проси у тороватого.

5)Всё минется, одна правда останется.

6)В пашне огрехи, а на кафтане прорехи.

7)Что людям радеешь, то и сам добудешь.


18.Найдите устаревшие слова. К какой группе устаревших слов они относятся?


1)Сощуренные глаза его быстро посматривали, — не видал ли кто эти деньги из челяди?

2)А в Москве бояре в золотых возках стали ездить.

3)На кольчуги денег не хватило, одел их в тигелеи, хотя и робел, — как бы на смотру не стали его срамить и ругать.

4)Скинув кафтан и парик, копая землю, плёл фашины, здесь же ел с солдатами.

(А.Н.Толстой)



19.Распределите устаревшие слова по группам.

Архаизмы

Историзмы



Брань, зодчий, барщина, ратник, лекарь, оброк, внимать, ямщик, челобитная, дщерь, выя, ополченец, казна, отрок, рында, князь.


20.Подберите и запишите соответствующие современные слова:

Чело –

Десница –

Зеницы –

Выя –

Рамена –

Ланиты –

Очи –

Шуйца –

Рыбарь –

Ресторация –

Оный –

Вирши –

Длань –

Сей –

Дабы –

Ныне –

Вотще –

Доколь –

Зело –

Зегзица –

Лепота –

Ежели –

Морфей –


Составьте предложения с этими словами.


21.Подберите современные однокоренные слова к устаревшим:

Уста, перст, очи, тщание, шелом.


22.Распределите устаревшие слова по тематическим группам:

Еда:


Посуда:


Одежда и головные уборы:



Кокошник, кулебяка, кафтан, коврига, лохань, ступа, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк, квашня, корчага, ушат.



23.Найдите устаревшие слова. Объясните их смысл и определите, являются они историзмами или архаизмами.


1)Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная.

2)Заприметил его король и стал его пытать: «Что с тобой сделалось? Аль кручина какая?»

3)Я по коробу метен, по сусеку скребен, на сметане мешан, на окошке стужен.




Неологизмы


24.Дайте толкование неологизмам:

Роуминг —

Спикер –

Рейтинг –

Боулинг –

Дайвинг –

Хит –

Ремейк —

Сингл –

Дилер –

Менеджер –

Маркетинг –

Ипотечный –

Импичмент –

Брифинг –

Модем –

Сайт –

Файл —


25.Выпишите авторские неологизмы:


1)Красный цвет зареет издали. (С.Есенин)

2)Синеет небо, далеет Нарва. (И.Северянин)

3)В век сплошных скоропадских,

Роковых скоростей –

Слава стойкому братству

Пешехожих ступней!

Всеутёсно, всеурощно,

Прямиком, без дорог,

Обивающих мощно

Лишь природы – порог… (М.Цветаева)

4)Пригорок Пушкино горбил Акуловой горой… (В.Маяковский)

5)Глаза её звездились (К.Федин)

6)Я любил этот дом деревянный,

В бревнах теплилась грозная морщь,

Наша печь как-то дико и странно

Завывала в дождливую ночь. (С.Есенин)

7)Но странная из солнца ясь

Струилась… (В.Маяковский)


Как они образованы? Объясните их значение.



Фразеология

Фразеологизмы


1.Дайте толкование фразеологизму:


Рассеиваться как дым –

Держать язык за зубами –

Намять бока –

Как снег на голову –

Хоть глаз выколи –

Не в бровь, а в глаз –

Яблоку негде упасть –

Стреляный воробей –

Ни одной сухой нитки –

Возносить до небес –

Обводить вокруг пальца –


2.Какие фразеологизмы мы употребляем в следующих ситуациях:


1)Полная тишина –

2)Человек, на которого сваливают чужую вину –

3)Удачливый человек –

4)Состояние тревоги на душе –

5)Трудно к чему-то придраться –

6)Сам не пользуется и другим не дает –

7)В смешном положении –

8)Ничего не действует на кого-то –

9)Проливной дождь —

10)Все видно очень ясно —



3.О чем идет речь? Выпишите фразеологизмы.


1)Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют из любопытства.


2)Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не бельё, а их развешивают доверчивые люди.


3)Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.


4.Продолжите фразы, подчеркните фразеологизмы:


1)Глеб у доски повесил … ,

Краснеет до корней …

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса на тему "Обобщение знаний о предложении"

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю …

О чем же думал он вчера,

Когда … бил с утра?



2)Мы исходили городок

Буквально вдоль и …

И так устали мы в дороге,

Что еле …


3)Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, …

Ребята слушать их не станут:

От этой песни …


5.Найдите фразеологизмы:

1)Расчертите лист сначала вдоль, а затем поперек.

Путешественники изъездили вдоль и поперек все Зауралье.


2)Отец не находил себе места от волнения.

Я не нашел себе места и встал в проходе.



3)За едой малыш прикусил язык и заплакал.

Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.


4)Пудель продолжал стоять на задних лапках.

Не стыдно тебе стоять перед ним на задних лапках?


6.Прочитайте статью об истории фразеологизмов:


БИТЬ БАКЛУШИ – бездельничать.

Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева на заготовки для мастера-ложкаря. Работа эта считалась пустячной, ее выполнял обычно подмастерье. Поэтому и стала она образцом не дела, а безделья. Работа эта казалась легкой на фоне каторжного крестьянского труда.



НА СЕДЬМОМ НЕБЕ – чувствовать себя счастливым.

Древнегреческий философ Аристотель считал, что небо состоит из семи неподвижных кристальных сфер, на которых якобы покоятся звезды, планеты. Седьмое небо, по его мнению, было обиталищем ангелов, раем.


Дайте подобное толкование и расскажите историю создания фразеологизмов:

-Бить челом

-Дело в шляпе

-Как с гуся вода

-В долгий ящик

-Зарубить на носу

-Иван родства не помнящий

-Малиновый звон

-Спустя рукава

— Тянуть канитель

— Ганнибалова клятва

— Дамоклов меч

— Козел отпущения

— Святая простота

-Сжечь корабли

— Сизифов труд

-Умывать руки

— Ящик пандоры







Список использованной литературы:


1.Альберткова Р.И. Рабочая тетрадь «Русская словесность. От слова к словесности». – М.: «ДРОФА», 2013. – С.8-28.


2.Волина В.В. «Фразеологический словарь». – М: «АСТ-ПРЕСС», 1997. – С. 64-80.


3.Поникарова Л.А., Бабаркина О.А. «Русский язык. Лексика, фразеология, стилистика в таблицах и заданиях». – М.: «Просвещение», 2012.


4. Янченко В.Д., Латфуллина Л.Г., Скугаревская А.А. «Скорая помощь по русскому языку» — М: «Просвещение», 2014. – Ч. 1.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: