Конспект урока на тему «Текст — что это такое?»


Тема урока: «Текст — что это такое?» Задачи: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков; использовать компьютерные программы с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность, дифференциацию и индивидуализацию обучения; проконтролировать знания детей с помощью текста. 
Оборудование:
1. Строки из стихотворения А. С. Пушкина на плакате.
2. Магнитофон с записью музыки П. И. Чайковского.
3. Набор слов: «Логическая цепочка», «Однокоренные слова».
4. Иллюстрация — цветок «Яркие признаки текста».
5. Алфавит с нумерацией букв.
6. Два компьютера с компьютерными программами.
7. Раздаточный материал (текст «Никита — охотник»).
8. Учебник по русскому языку А. В. Поляковой, II класс (1-4).
 

 

Ход урока

I. «Вхождение» в тему урока.

— Закройте, дети, глазки, послушайте музыку, настройтесь на работу.
(Звучит музыка П. И. Чайковского.)
Откройте глазки. Посмотрите на меня и послушайте стихи А. С. Пушкина. (Учитель читает стихи, написанные на плакате. На доске портрет поэта.)
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт — сын ошибок трудных,
И гений — парадоксов друг.

Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов? (Я думаю, нам предстоит сделать какие-то открытия. Я уверен, что мы сегодня узнаем что-то новое.)
Да, вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делаю открытия и познают новое.
Исследуйте это предложение и объясни те орфограммы. (Чу — пиши с гласной у, Ши — пиши с гласной и, Ь — показатель мягкости. Разделительный ь. Имена, отчества, фамилии людей пишутся с большой буквы.)
Дети называют слова с изученными орфограммами, а учитель подчеркивает их.
— Значения каких слов вам непонятны? (Просвещенья, парадоксов, гений.)
Обратимся к «Толковому словарю» В. И. Даля и разберем значения этих слов.
Учитель читает по словарю слова:
гений — человек, обладающий высшей степенью одаренности, таланта;
парадокс (греч. «неожиданный, странный») — мнение, суждение, противоречащее здравому смыслу;
просвещенье — распространение знаний, образование.
— Теперь я понял, что нас могут ждать и неожиданности, и чудеса на уроке, — отвечает ученик.
— Да, не только открытия, но и чудеса. Подберите и запишите однокоренные слова к слову чудный. Обозначьте корень.
(Все работают в тетради по русскому языку, а один ученик у доски выбирает однокоренные слова из группы слов и выставляет их на наборное полотно.)
— Проверьте у доски слова: 
чудный, чудо, чудак, чудить. (Дети проверяют.)
— Подберите синонимы (сходные по значению слова) к слову чудный. (
Прекрасный, красивый, великолепный.)
— Подберите антонимы (противоположные по значению слова) к слову чудный. (
Некрасивый, плохой, неинтересный.)
— Восстановите перепутанную логическую цепочку слов. (Учитель дает набор слов:
предложения, слоги, звуки, слова.)
Ученик у доски восстанавливает цепочку: звуки > слоги > слова > предложения. Все следят за правильностью выполнения, исправляя ошибки.
— Докажите на примере прочитанного предложения правильность цепочки, — продолжает учитель.
В этой цепочке не хватает одного слова. Отгадайте, какого слова не хватает? Это слово написано цифрами (20,6,12,9,20). Вспомните алфавит, чтобы выполнить правильно задание.
— Текст, — отвечают ученики. (Учитель выставляет это слово.)
— Как вы думаете, почему слово текст выделено красным цветом?
— Я думаю — это тема нашего урока, — сообщает ученик.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 класса "Филологический поезд"

II. Раскрытие темы урока.

1) Главный вопрос урока.
— Прочитайте главный вопрос урока (на доске). (Текст — что это такое?)
— На этот вопрос мы постараемся ответить вместе. Как вы думаете, можно ли назвать текстом стихи А. С. Пушкина? (Да. Я тоже думаю, что эти стихи можно назвать текстом.)
— Приведите доказательства. (Можно выделить основную мысль. Основная мысль этого текста — говорится об открытиях.)
2) 
Работа со схемой-рисунком «Яркие признаки текста».
 На доске цветок с разноцветными лепестками. 
— Назовите яркие признаки текста. (Заголовок, начало, основная часть, концовка, ключевые (опорные) слова, абзац, тема. Основная мысль.)
Учитель срывает разноцветные лепестки и получается схема-рисунок.
— Объясните каждый признак. (Тема — это то, о чем или о ком говорится в тексте. Основная мысль — самое важное, главное, о чем говорит нам текст. Заголовок — заглавие, название. Начало, основная часть, концовка — структура текста. Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту, в которой содержится новая мысль. Ключевые (опорные) слова — слова, по которым можно понять основную мысль текста.)
Понять основную мысль текста — это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами. Какой признак должен быть обязательно в тексте? (Тема. Основная мысль.)
3) Работа с деформированным текстом.
На доске справа — деформированный текст, слева (закрыт) — правильный текст.
Выскочила одна горошина.
https://www.zankov.ru/images/pictures/library/flower.gif

*Обезьяна несла две полные горсти гороху. 
**Выскочила одна горошина. 
Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок. 
Она бросилась поднимать и просыпала все.
***… 
Выскочила одна горошина. 
Обезьяна несла две полные горсти гороху.
Она бросилась поднимать и просыпала все. 
Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок.
Тогда она рассердилась разбросала весь горох. 
 

 -Теперь применим теоретические знания на практике. Прочитайте предложения (справа) на доске (открывается деформированный текст).
Ученик читает.
— Можно ли назвать это текстом? Докажите. (Я ничего не понял. Нельзя понять основную мысль. Я думаю, что это нельзя назвать текстом.)
Восстановите перепутанную логическую цепочку предложений. Два ученика будут выполнять это задание на компьютерах, а вы вместе со мной. Ваши предложения.
Дети под руководством учителя определяют порядок предложений, а учитель ставит номера предложений на доске.
— Посмотрите на эти предложения. (Открывается текст слева.) Что вы заметили? (Это текст. Я тоже думаю, что это текст, но у него нет концовки. А я заметил, что у текста нет заглавия.)
— Придумайте заглавие. (Обезьяна. Обезьяна и горох. Случай с обезьяной.)
— Придумайте концовку. (Можно взять из текста справа. А я свою придумал: «Ей стало весело, и обезьяна стала играть горошинами».)
— Докажите, что это текст. (В этом тексте есть все признаки текста, я назову их.)
— Объясните орфограммы в словах.
— Проверим, какой получился текст у учеников, работающих на компьютерах.
(За правильно выполненную программу компьютер оценил их ответы оценками «4» и «5».)
— Кто сможет ответить на главный вопрос урока? (Текст — это группа предложений, объединенных темой, основной мыслью. Текст — это несколько предложений, связанных по смыслу.)
— Предлагаю вам задание на выбор. Первый вариант. Выберите из текста и запишите предложение из 6-ти слов, разберите их по частям речи, подчеркните главные члены.
Второй вариант. Выберите из текста и запишите предложение из 3-х слов, разберите
их по частям речи, подчеркните главные члены.
Приступайте к работе. Два ученика работают у доски.
(Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина.)
Проверка.
4) Минута отдыха.
— Хотите удивиться и отдохнуть? (Да?) (Дети встают, учитель показывает рисунок удивительного существа, которое состоит из частей разных животных; ученики называют и изображают их: корова, утка, кенгуру, олень, лошадь, петух, павлин и др.)
5) Корректировка текста. Введение понятия о там, что предложения в тексте имеют границы и определенную последовательность.
— Перед вами на листочках текст. Прочитайте его.
Никита-охотник.
Есть у Никиты деревянный тигр ещё есть крокодил резиновый и слон запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет.
 (По Е. Чарушину.)
— Легко ли было читать текст? (Не легко. Очень трудно. Ничего не понятно.)
— Почему? (Нет знаков препинания. Нет границ предложений.)
— Граница — линия раздела между территориями, в нашем случае между предложениями. Знаки препинания человек придумал в XV веке после изобретения книгопечатания. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов высказал мысль о том, что ставить их нужно по смыслу, как диктует текст. «Знаки препинания ставятся по силе разума!» — сказал он.
Представьте себе, что вы — корректоры. Возьмите в руки карандаш. Определите границы предложений, поставьте знаки препинания, напишите заглавные буквы, где это необходимо. (Самостоятельная работа учеников.)
— Проверьте друг друга. Сколько получилось предложений? (Четыре предложения.)
— Прочитайте текст. Докажите, что это текст. («Есть у Никиты деревянный тигр. Ещё есть крокодил резиновый и слон. Запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол. Сейчас он на них охотиться будет». Это текст, так как можно выделить тему и основную мысль.)
— Сделайте вывод. (Предложения в тексте имеют границы. Они расположены в определенной последовательности.)
— Выпишите из текста имена существительные в два столбика. По какому признаку вы бы их разделили? (Два ученика работают у доски.)
Ученики:

Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Склонение имён существительных. Падеж"

1. Одушевленные 

 Неодушевленные 

тигр

 кровать

крокодил

стол

 

слон

2. Игрушки 

Мебель 

тигр

 кровать

крокодил

 стол

 

слон 

III. Проверка усвоения темы.

Тест «Верные и неверные высказывания».
Два ученика выполняют это задание на компьютерах, остальные работают с учителем. Учитель читает вопрос, а ученики на пальцах показывают ответ: знак » » — верное высказывание, знак «-» — неверное высказывание.
Учитель проверяет работу учеников на компьютерах. Им выставлены компьютером оценки: «Молодец!» (без ошибок), «Хорошо!» (одна ошибка). 

Учитель

Ученики

1. Текст состоит из  предложений

 

2. К тексту нельзя придумать заглавие

3. Все предложения в тексте имеют границы

 

4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности

5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится. 

 

6. Текст можно разделить на части

 

7. Каждая часть текста записывается с красной строки

 

IV. Работа по учебнику «Русский язык» А. В. Поляковой, II класс (1-4).

— Рассмотрите задание № 191 на странице 83. О чем хотите спросить у меня или у детей? (Я хочу спросить у класса, является ли стихотворение, написанное здесь, текстом?)
— Прочитайте стихотворение и докажите, что это текст.
Гордился рыжий Львёнок, 
Своей пушистой кисточкой 
На кончике хвоста. 
Наверно, я художник, 
Конечно, я художник, 
Раз у меня есть кисточка 
На кончике хвоста.
(Г. Сапгир.)
V. Итог.
— Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
Ответы детей:
— Мне интересно было отгадать по цифрам слово текст.
— Я узнал, что каждое предложение имеет границы.
— Я запомнил признаки текста.
— Я обрадовался, когда меня попросили работать на компьютере.
VI. Домашнее задание (по выбору): дописать концовку к тексту «Никита-охотник»; придумать и записать свой текст на любую тему.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: