Конспект урока по русскому языку в 10 классе на тему: «Фразеология. Крылатые слова и выражения. Пословицы и поговорки.»


Тема: «Фразеология. Крылатые слова и выражения. Пословицы и поговорки».


Цель: 1) расширить представление учащихся о фразеологических оборотах, пословицах, поговорках, афоризмах и крылатых выражениях; 2) развивать коммуникативные и творческие способности школьников, логическое мышление; 3) воспитывать любовь к родному языку, его богатству; 4) приобщать к нормам и ценностям общества.


Ход урока:

Фразеология исследует наиболее живой,

подвижный и разнообразный отряд

языковых явлений.

В.В.Виноградов

I Повторение изученного.

1. Словарный диктант на листочках.

Записываются слова, даётся их значение в скобках.

Диссидент, толерантность, федерация, эмиграция, оккупация, интерпретация, консолида-

ция, демография, девальвация, баллотироваться, репатриация, реинкарнация.

2. Фронтальный опрос класса:

— Какие слова называются иноязычными? Приведите примеры.

— Назовите основные черты старославянизмов.

— Что такое тюркизмы? Их характерная особенность?

— Что такое экзотизмы? Для чего они используются в текстах художественных произведений?

— Приведите примеры варваризмов. Что это за слова?

— Какая лексика является устаревшей? Чем историзмы отличаются от архаизмов?

— Дайте определение неологизмов? Что такое окказионализмы? Приведите их примеры и укажите автора.

3. Синтаксическая пятиминутка.

Дети, может быть, не меньше взрослых ищут одного руководящего начала и ариадниной нити, которая бы выводила их из лабиринта недоразумений.

Выполняется синтаксический разбор предложения, находятся фразеологизмы, объясняется их лексическое значение, указывается синтаксическая роль.

II Объяснение нового материала и систематизация имеющихся знаний по теме:

1. Интересный случай с иностранцем (рассказывает учитель).

2. Даётся понятие о фразеологизме.

Основные черты: а) нечленимость сочетания; б) устойчивость и воспроизводимость;

в) синтаксическая роль.

3 Упражнение №235 (методом классификации)

Упражнение №236 (заменить данные словосочетания на фразеологизмы и охарактеризовать их с точки зрения образности).

Держать ухо востро, держать ушки на макушке, ушами хлопать, уши надо чистить, покраснеть до ушей, уши вянут – глагольные.

Во весь дух, во что бы то ни стало – наречные.

Козёл отпущения, мастер на все руки – субстантивные.

Упражнения №»237, 238 (работа в группах; задания проверяются)

4. Фразеологизмы могут вступать в синонимические и антонимические отношения.

Упражнение №239 (группировка фразеологизмов по значению; выполняется методом классификации)

а) Заурядный человек: ни богу свечка ни чёрту кочерга, ни то ни сё и т. д.

б) Быть главным в чём-нибудь: играть главную роль, играть первую скрипку и т.д.

в) Далеко: у чёрта на куличках, куда Макар телят не гонял и т. д.

г) Быстро: сломя голову, со всех ног, во весь дух и т. д.

Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса "Повторение изученного о прилагательном в 5 классе"

д) Лгать: втирать очки, отвести глаза и т. д.

е) Ругать: задать головомойку, дать нагоняй и т. д.

ж) делать вид, что не замечаешь: отвести глаза смотреть сквозь пальцы и т. д.

(Это упражнение выполняется в группах и проверяется учителем и другими группами)

5. Фразеологизмы различаются стилевой принадлежностью: 1) разговорные (задирать нос, заткнуть за пояс); 2) просторечные (ни кожи ни рожи, олух царя небесного); 3) книжные

(авгиевы конюшни, ариаднина нить, во веки веков). Межстилевых – очень мало!

Ряды продолжаются группами (4 ряда фразеологизмов – 4 группы детей в классе)

6. К фразеологизмам примыкают крылатые слова, афоризмы, пословицы и поговорки. Они сочетаются в речи не со словами, а с целыми предложениями. Каждая группа получает проблемный вопрос: 1 группа: чем пословицы отличаются от поговорок?

2 группа: что такое афоризмы? 3 группа: что такое крылатые слова? 4 группа: чем крылатые слова отличаются от афоризмов?

Ответы заслушиваются и сравниваются с правильными ответами учебника.

7. Упражнение №246 (I часть 6-7 письм.; II часть 1,3,6 письм.)

8. Упражнение №248 (закончи пословицу)

III Работа по индивидуальным карточкам.

IV Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Дом.задание: материал на стр.103,106 выучить; упражнение №251, 252 (творческое задание для сильных учащихся)























Список использованной литературы


1. З.К.Сабитова, Ф.К.Жубуева. Русский язык. Учебник для 10 класса естественно-математического направления общеобразовательных школ. Алматы, «Мектеп», 2010 г.

2. В.С. Гетманова. Пособие по русскому языку для учащихся 9-11 классов, готовящихся к ЕНТ. Шымкент, «Шикула»,2005 год.

3. Л.Я. Золотарёва, И.В. Алексеева, И.В. Иттерова. Сборник тестовых заданий по русскому языку для подготовки к ПГК в 9-х классах. Кокшетай, «Келешек», 2008 г.

4. В.Ф. Греков, С.Е Крючков, Л.А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах школы. Москва, «Просвещение», 1993 год

5. Д. Э.Розенталь . Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. Москва, «Просвещение», 1990 год

































скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: