Конспект урока в 6 классе «Неопределённые местоимения»


Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа п.им.Тельмана

Марксовского района Саратовской области





План-конспект урока по русскому языку

в 6 классе

« Неопределённые местоимения»









Подготовила учитель

русского языка и литературы

Косырёва Елена Николаевна











п.им.Тельмана

2013-2014 учебный год



Тема: Неопределённые местоимения. (6 класс)

 

Цели: 1) Ознакомить учащихся с неопределёнными местоимениями; формировать умения правильно употреблять непределённые местоимения в речи.

           2) Развивать внимание, логическое мышление,  познавательный интерес, активность на уроках.

           3) Воспитывать усидчивость, интерес к предмету.

 Тип урока: Урок изучения новых знаний.

 Форма урока: Урок – путешествие.

 Оборудование: учебник, доска, дидактические наглядности ( таблицы), карточки для самостоятельной работы,

 Ход урока.

 

  1. I.                   Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам сегодня совершить увлекательнейшее путешествие по морю, а также опуститься на морское дно и узнать, что же оно в себе скрывает. Наш корабль «МЕСТОИМЕНИЯ» отправляется в плаванье. А почему он так называется?

Ученики. Мы изучаем тему «Местоимения».


  1. II.                Повторение пройденного о местоимении.


Учитель. У нас на пути остров личных местоимений, на котором живут забавные обезьянки. Они не могут отгадать загадки. Давайте поможем им.

1. Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? ( мы-шь)

2.Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые?(вы-мы-ты)

3.Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? (я-мы)

4.В каком местоимении 2 звука, одна буква? (я)

5.Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (я)

6. Если ты дашь его кому-нибудь, всё равно сам должен держать.(слово)



Учитель. На Острове Попугаев два попугая спорят о том, кто из них лучше и красивее.

— Я ни в чём  себе не отказываю, — говорит один попугай. – Хочу – купаюсь, хочу – принимаю солнечные ванны, хочу – ем спелые бананы.

— Ха! Да ты посмотри на себя, — возмущается второй попугай. – На тебе же ни одного блестящего пёрышка. Вот то ли  дело я…

 Учитель. Какое возвратное местоимение употребляли попугаи в своей речи?

Ученики. СЕБЯ.

Учитель. Что вы о нём знаете?(оно называются возвратным, т.к.показывает, что действие, совершаемое кем-то, как бы возвращается к действующему лицу. По значению совпадает с суф. –ся некоторых возвратных глаголов. Не имеет лица, рода, числа и им. падежа.

Какие местоимения указывают на принадлежность ? (притяжательные)

— Почему местоимения «я», «ты» называются личными? (указывают на лицо)

— Какие местоимения помогают задать вопрос?(Кто? Что? Какой? Чей? Который? И др.)

— Каким членом предложения обычно бывают притяжательные местоимения? (определением) А возвратное мест.?( всегда дополнением)

Учитель. К берегу прибило  бутылку с запиской. Но некоторые буквы в словах размыла вода. Попробуем восстановить написанное.





  1. III.             Изучение нового материала.

Учитель.  Пришло время изучить морское дно.

Учитель. Сегодня мы с вами знакомимся со следующим разрядом местоимений – неопределёнными.

Перед вами стихотворение Ю. Коваля. Прочитайте его выразительно. Ответьте на вопросы.

1.Кто плыл на яхте? (кто-то)

2. О чём кричали чайки? О чём-то)

3. Какие люди встречали его? (Какие-то)

Однажды куда-то на яхте

Откуда-то кто-то поплыл.

Летали какие-то чайки,

О чём-то кричали ему.

Какой-то дельфин остроносый

В зелёные волны нырял.

И ветер, почти незаметный,

Чуть-чуть паруса надувал.

Наверно, какие-то люди

Глядели уплывшему вслед.

И кто-то, наверное, думал:

«Скорей возвращайся назад».

Какой частью речи являются эти слова? (местоимениями)

Какую атмосферу создают эти местоимения? (атмосферу таинственности, загадочности, неопределённости)

Сделайте вывод: какие местоимения называются неопределёнными? (С. 161 учебника)

— От каких местоимений образуются НМ? ( от вопросительно-относительных.)

— Как образуются НМ? (приставочным и суффиксальным)

Правописание неопределённых местоимений (с. 162 учебника)

Учитель. Взволновали мы синее море. Разбудили царя морского. Не желает  отпускать нас царь, пока не выполним  его задание.



Работа в парах.

Задание: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-.

1. Поздно вечером ( кто-то) постучался к нам.

2. На берегу реки росла ( какая-то) пышная зелень.

3. Расскажите ( что-нибудь) о вашей поездке по стране.

4. Товарищ вытащил из шкафа (какую-то) книгу.

5. Вскоре мы заметили на дороге ( что-то) черное.

Учитель. Дочь морского царя – прекрасная русалка с необыкновенным голосом – тоже приготовила для нас задание.

 



Тест

  1. Какое утверждение является верным?

Неопределенные местоимения

  1. обозначают признак предмета по принадлежности

  2. выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества

  3. указывают на неопределенные предметы, признаки, количества

  4. указывают на того, о ком говорят

  1. Укажите предложение, в котором употреблено неопределенное местоимение

  1. Чахлые, стелющиеся кустики карликовой березы сплошь покрывают возвышенности, спускаются в лощины, а кое-где растут даже под водой. (В. Чивилихин)

  2. Кто посмеется над струной?

Где скрыта память о Бояне? (М. Рылъский)

  1. Ему же интересно поглядеть, кто это тут, вот он и выглядывает. (В. Распутин)

  2. Владимир слушал его с презреньем и ничего не отвечал. (А. Пушкин)

  1. Какое местоимение пишется раздельно:

  1. Какой (либо)

  2. Кто (то)

  3. Кое (у) кого

  4. Кто (нибудь)

  1. Какое местоимение пишется в одно слово:

  1. (не)кий

  2. кое(с) кем

  3. (кое)какой

  4. скольких(нибудь)

  1. Какое местоимение пишется через дефис:

  1. как(будто)

  2. (не)сколькими

  3. чей(либо)

  4. (подо) мной

  1. В состав какого фразеологизма входит неопределенное местоимение?

  1. каким-то чудом

  2. кто в лес, кто по дрова

  3. взять себя в руки

  4. только его и видели



Учитель. На дне морском живёт мудрый осьминог.  Он поведал нам о том, что у него тоже есть задание для нас.



Я об этом уже (кое) (с) кем беседовал.

Расскажите что (нибудь) интересное.

(Не) которые из нас сразу поняли тему.

Уже нельзя было что (либо) сделать.

Мне нужно приобрести (кое) какие книги.

Учитель.  Какая необыкновенная раковина. А что обычно скрывают в себе раковины такой красоты? Верно, жемчуг. А наша жемчужина – это упражнение.

Упражнение 847 выполним по заданию.

Учитель. Много тайн скрывает в себе морское дно. Много лежит на дне утонувших кораблей с трюмами, наполненными сокровищами. Вот и нам повезло найти сундук с  сокровищами. На сундуке шифр: Д/З: с. 161-163 выуч. прав., у. 849. Всё верно, это ваше домашнее задание, а настоящим сокровищем являются знания, полученные на уроке. А как вы сможете применить эти богатства, покажет время.

 

Учитель. Наступает время поворачивать нашему кораблю к берегу. Но что это у нас впереди? Пиратский корабль! Пираты расставили нам ловушки. Сможем ли мы их преодолеть?

  1. Выборочное списывание

  2.  Выписать местоимения и определить их разряд. Какими членами предложения они являются. Предложение с неопределённым местоимением разберём по членам. ( у доски)

  3.  

  4. 1.В комнате раздались чьи-то шаги.

  5. 2. Я не знаю, что он делает.

  6. 3. Кто написал поэму « Полтава»?

4. Чувствовал себя хорошо.

Учитель. Мы успешно справились с пиратскими ловушками. И теперь смело можем причалить к родному берегу.

Рефлексия. Что мы узнали о неопределённых местоимениях?



Используемая литература:

1.Львова С.И. Русский язык. 6 класс, Москва, Издательство «Мнемозина», 2010.

2.Васильевых И.П. Уроки русского языка. 6 класс. Пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык. 6 класс» — М.: Мнемозина, 2010

3.Русский язык. Сценарии уроков. 6 класс. Москва «Первое сентября», 2004.

4.Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. Москва «Просвещение», 2006.







Свежие документы:  Конспект урока на тему "СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: