Подготовка к сочинению-рассуждению, 7 класс











Максимова Любовь Федоровна

МБОУ «Красноануйская основная общеобразовательная школа»

Урок словесности «Подготовка к сочинению-рассуждению»

Русский язык

Возраст – 12 лет (7 класс)















Тема: Урок словесности «Подготовка к сочинению-рассуждению»

Класс: 7

Тип урока

  • комбинированный

Форма проведения

  • урок-исследование

Цель:

1.Создать условия для

— включения каждого ученика в деятельность,

обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей (желания познать), переходящих на уровень познавательных мотивов;

— обеспечения эмоциональной поддержки обучающихся, создание каждому ученику ситуации успеха на основе применения индивидуальных эталонов оценивания.

— развития монологической речи, навыков выразительного чтения, логического мышления, памяти; коммуникативных, поведенческих умений, самостоятельности в обучении .

Воспитывать уважение к русской народной и литературной сказке, прививать любовь к национальным истокам русского народа, воспитывать чувство коллективизма.

Воспитание интереса к исследовательской деятельности, внимательного отношения к слову; стимулирование познавательной активности; формирование читательской культуры учащихся.

Использование современных педагогических технологий:

  1. технология коллективного взаимообучения.

  2. технология контекстного обучения.

Формы организации учебной деятельности:

  1. индивидуальные и групповые задания исследовательского характера;

  2. эвристическая беседа ;

  3. пересказ;

  4. работа со справочной литературой ;

  5. выразительное чтение.

«Сказка ложь, да в ней намек,

добрым молодцам урок»


Ход урока

1. Подготовка к восприятию материала

Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

— Как вы понимаете эпиграф к уроку?

— Какие ключевые слова в этой фразе? ( Намек – урок)

Какой намек, какая тайна скрыта перед нами? ( Тайна яйца Курочки Рябы)

— Что хочется узнать? ( Почему дед и баба хотели разбить яйцо, а когда оно разбилось – плачут?) (Целеполагание)

— Как этого достичь? ( Провести анализ…, исследование…)

( самопланирование)

2.Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной задачи (проблематизация)

Цель: Создание настроя ожидания, радости открытия неизвестного знания

— Где мы встречались с этим персонажем? (В сказках)

-Что такое сказка?

Монологическое выступление 1 уч-ся:

Послушайте, что говорил Иван Ильин (Слово, произнесенное на вечере русской сказки в Берлине 3 мая 1934 года.)


«…русская народная сказка — как цвет незаметных и неведо­мых полевых цветов; а духовный смысл ее — как тонкий и благоуханный мед: попробуешь и слышишь на языке все неизреченное естество родной природы — и запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание род­ных цветов, и что-то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее, — все в сочетании неописуемого вкуса и аромата.

Сотни лет накапливался этот аромат в незаметных и неведомых душах человеческих, в русских душах, несметно цветших и неведомо отцветавших на равнинах нашей родины. Сотни и тысячи лет этому отстою национального и духовного опыта, укрытого и развернутого в русских народных сказках. Пусть история наша насчитывает всего одну тысячу лет; но возраст народа не определяется памятью его истории. Ведь это тысячу лет тому назад наш народ опомнился и начал кое-как помнить себя, — опомнился, приняв хри­стианство и удержав в своей памяти кое-что дохристианское. Но это дохри­стианское прошлое его, утраченное его памятью, не утратилось в его опыте и его духе. Все прежнее свое, забытое в виде достоверных событий, незапомнившееся и забытое, — он взял с собой и перенес в свою сознательную историю…

Сказка есть первая, дореволюционная философия народа, его жизненная философия… и тот , кто стучится у дверей, сказка уводит именно к истокам национального духовного опыта, русского человека, по-русски укрепляя, по-русски утешая, по-русски умудряя…»

— Что нужно сделать, чтобы сказка, как избушка на курьих ножках, стала к лесу задам, а к нам передом. Как нам увидеть ее и зажить ею, чтобы раскрылась ее вещая глубина, и стал ясен подлинный духовный смысл?

( Заглянуть в глубокий философский смысл сказки, найти в ней глубинные истоки ведической культуры древних славян.)

3.Решение учебной задачи.

Поисково-исследовательская работа учащихся в группе.


Цель: обеспечение исследовательской деятельности с целью решения учебной задачи и получения новых знаний. Подведение учащихся в процессе поисковой деятельности к самостоятельному постижению нового

материала (недостающего знания), формулированию необходимых выводов, их фиксированию в модельной форме, удобной для запоминания и «наращивания» в последующей работе.


— Какой след хранит русская сказка о Курочке Рябе?

— Кто помнит эту сказку? Расскажите ее

Жили-были дед и баба, и была у них Курочка Ряба. Снесла им курочка яичко: не простое — золотое. Дед бил-бил — не разбил. Баба била-била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула — яичко упало и разби­лось! Плачет дед, плачет баба, а курочка им говорит: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я сне­су вам яичко не золотое, а простое!»

— Каков смысл этой сказки? О чем она?

Подумайте каждый и поделитесь мнени­ями в группе: как выглядел дом, где происхо­дят эти события (бедный ли, богатый, его убранство, какие цвета в нем преобладают)? Запишите характеристику дома, в котором живут дед и баба.

Дом – ветхий, бедный, старый, с покосившейся крышей, вросший в землю.

— И вдруг — золотое яйцо! Как назвать это явление в жизни стариков, живущих в этом бедном доме? Сделайте запись ассоциативных слов и выражений. (Записывается на доске)

Дар

Чудо

Сокровище

Божий дар

Фантастика

Тайна

Загадка

Подарок судьбы


— Выберите из этого ряда более подходящие слова для характеристики этого явления. Подчеркните их.

— Что для вас означают эти слова? Запишите ваши ассоциации.

— Как поступили дед и баба с этим даром? Почему?

(Они пытались разбить яйцо. А когда не смогли разбить, то положили его на полочку. Они не знали, что с ним делать.)

— Неужели наши предки не умели ценить красоту? Неужели они думали только о выгоде? Тогда кто же создавал великие народные ремесла, храмы невиданной красоты, а сочинил сказки, которые мы любим до сих пор. Давайте обратимся к сказке, к ее исконному варианту

Группам раздаются распечатки с текстом сказки из сборника А.Н.Афанасьева «Русские народные сказки» и концовки украинского и белорусского вариантов (по кн.; Аникин В.П. К мудрости ступенька. — М., 1982).

КУРОЧКА РЯБА

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куге под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку: мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилася. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказы­вать: «Как нам не плакать? Есть у нас куро­чка-татарушка, снесла яичко в куге под окошком: пестро, востро, костяно, мудре­но! Положила на полочку: мышка шла, хво­стиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха воз­рыдает, в печи пылает, верх на избе шата­ется, девочка-внучка с горя удавилась!» Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она про­свиры побросала?

Она пересказала ему все горе: дьячок побежал на колокольню и перебил все ко­локола. Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок переска­зал горе попу, а поп обежал, все книги изорвал

(Из сборника И.Афанасьева «Рус­ские народные сказки»).

Белорусский вариант: «…плачут дед с бабой, кудахчет курица, скрипят ворота, летят щепки, лают собаки, кричат гуси, попова слу­жанка ведра побила, коромысло сломала. Подбежал дьяк, книги изорвал, а поп церковь спалил».

Украинский вариант: «…поп церковь поджег, а церковный староста зажег свой дом, односельчане выхватили из огня головешки и понесли по хатам, каждый свою запалил — се­ло сгорело».


— Что общего в этих вариантах сказок?

Группы проводят обсуждение, делают вывод.

Дед с бабой яйцо не били. Разбила мышь. Яйцо не золотое

— Если яйцо не золотое, то какое оно? Запишите характеристику яйца из вариантов сказок.

Яйцо — пестро, востро, мудрено, костяно.

— Объясните эти слова

Пестро: цветное, затейливое, разнообраз­ное, причудливое, веселое, разноцветное.

Востро: острое, что-то важное, насущное, без чего невозможно,

Мудрено: умное, секрет содержит, замы­словатое, полное тайн.

Костяно: костяное, твердое, прочное.

— Что это за яйцо такое? Что оно содержит? Каково его происхождение?

Нечто цен­ное, сокровенное, удивительное.

— Что может вылупиться из яйца? Дети представляют свои рисунки (домашнее задание) с изображением цыплят, змей, ящериц, крокодилов ….

Сообщение учащихся в группах о мифологическом яйце.

1. О земном устроении. Как представляли се­бе свой мир языческие славяне? Ученые пишут, что он казался им похожим на большое яйцо. А у родственных и соседних народов сохранились даже сказания о том, как это яйцо было снесено «кос­мической» птицей. Посредине, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть «желт­ка» — наш живой мир- Мир Людей. Нижняя — «исподняя» сторона — Нижний мир, Мир Мертвых, Ночная Страна. Когда там день, у нас царит ночь. Чтобы попасть туда, надо пересечь океан-море, окружающее Землю, или прорыть колодец насквозь, и камень будет падать сквозь этот ко­лодец двенадцать дней и ночей.

Вокруг Земли, подобно яичным пленкам и скорлупе, расположены девять разных небес (три­жды три — священное число у самых разных на­родов). Вот почему мы до сих пор говорим не только «небо», но и «небеса».

Каждое из этих небес имеет свое собственное предназначение. Одно для Солнца и звезд, другое для Месяца, еще одно для туч и ветров. Седьмое по счету славяне называли «твердью», прозрач­ным дном небесного океана. Там хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей.

(Семенова М. У очага наших предков // Очаг. — 1991. — № 1).

2. Яйцо мировое, яйцо космическое, мифопоэтический символ. Во многих мифопоэтических традициях известен образ Яйца мирового, из которого возникает вселенная или некая творческая сила: бог-творец, культурный герой-демиург, иногда — род людской. Чаще всего встре­чаются мотивы происхождения из верхней и нижней половинок Яйца мирового неба и земли или солнца. Во многих случаях Яйцо мировое описывается как золотое, иногда ему присущи и другие атрибуты солнца.


3.С древних времен яйцо яв­ляется символом жизни, олицетворением Все­ленной, зародыша всего сущего, из которого происходит мир и все, что его населяет. С яй­цом связаны многие мифы о возникновении Земли и жизни на ней.

В мифах народов Ин­дии, Китая, Египта, Америки, Европы яйцо является первичным домом прародителя человечества. Порожденное космосом или снесенное каким-то таинственным существом (чаще всего птицей), оно неизменно покачива­ется на безбрежных мировых водах, тая в се­бе всемогущество творца. Многие столетия, а то и тысячелетия он томится в этом яйце, обычно золотом (цвет солнца!), и наконец, разбивает его скорлупу, чтобы начать творение.

4.Вот миф Древней Индии:

«Вначале не бы­ло ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни звезд… Воды породили огонь. Великой силой тепла рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерять вре­мя; но столько, сколько длится год, плавало Золотое Яйцо в водах, в безбрежном и без­донном океане. Через год из Золотого заро­дыша возник Прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя по­ловина его стала Небом, нижняя — Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма по­местил воздушное пространство. И он утвер­дил Землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворе­на Вселенная».


5.Подобно Брахме явился и китайский Паньгу:

«В то время, когда еще земля и небо не отделились друг от друга, вселенная пред­ставляла сплошной хаос и по форме напо­минала огромное куриное яйцо. В нем заро­дился наш первопредок Паньгу. Он вырос и заснул, тяжело дыша, в этом огромном яйце. Прошло 18 000 лет, прежде чем он проснулся. Приоткрыл глаза, чтобы осмотреться, но, увы! — ничего не увидел: вокруг был сплошной чер­ный и липкий мрак, и сердце его наполнилось тоской. Не найдя выхода из этого яйца, Пань­гу схватил невесть откуда взявшийся топор и с силой ударил им мрак перед собой. Раздался оглушительный грохот, какой бывает, когда трескаются горы… и огромное яйцо расколо­лось. Все легкое и чистое тотчас же поднялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное опустилось вниз и образовало Землю».

6. Иногда из яиц появляются не первопредки и основатели династий, а герои, наделен­ные каким-то особым признаком. Елена Тро­янская, рожденная Ледой от Зевса из яйца ги­ацинтового цвета, — божественной красотой, Полидевк, ее брат, — необыкновенной силой и бессмертием. Нередок в мифах мотив появления из яйца близнецов, как, например, вышеупомянутые Елена и Полидевк или сыно­вья Посейдона, рожденные со сросшимися ту­ловищами из серебряного яйца. Вероятно, по­тому, что рождение близнецов в древности воспринималось как нечто особенное и необъ­яснимое, их появление на свет и связывали с яйцом как с предметом божественным.


7.Славянский огненный дух Рарог вылупля­ется на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает на печи человек, и похож этот дух на огненную птицу (по-чешски гагог! — сокол). Родствен ему и Огненный змей (тоже славянский), он ведает кладами и может при­носить богатства.

8. Тот же мотив повторяется в славянских мифах творения: «Стала уточ­ка яички откладывать, не простые яички, волшебные. Скорлупа у одних — железная, у других — из чистого золота.

…Раскололось яйцо золотое, что исполне­но силой Яви, поднималась тогда в небо синее птица Матерь Сва, наша матушка. Из златого яйца вылетал Орел, возносился Орел к Солн­цу Красному.

И порхнула за ним Алконост — зоревая птица, рассветная… Вслед за нею Стратим сильнокрылая.

…А затем поднялась в небо синее птица вещая — Гамаюн.

…Раскололось яичко железное. Явлен был из яйца силой Нави черный Ворон…

…А за ним стаей черною, мрачным ви­деньем поднялись птицы, Навью рожденные: птица-лебедь Обида с печальным лицом, вслед Грифон и Могол — птицы сильные, а за ними сладкоголосая птица Сирии, что песней печальною одурманивает и манит в царство смерти».

Золотое яйцо, разбитое Дажьбогом, вле­чет за собой потоп, а за ним — Великий Огонь, сулящий конец света: «Из Яйца возникает Ве­ликий Огонь. Наступает Конец Света Белого!

Поднимаются Воды Великие!

Пришло время очистить Землю!

Расступись во все стороны, Мать Земля!

Гнев идет!»


9.Из яйца появлялись не только добрые существа, но и злонесущие. Самым страшным сущест­вом, произведенным из яйца, можно назвать василиска — чудовищного змея, способного убивать не только ядом, но и взглядом, дыха­нием, от которого сохнет трава и трескаются скалы. Спастись от него можно, только пока­зав ему зеркало: он погибает от собственного отражения (ср. с Горгоной), также опасен для василиска крик или взгляд петуха. Считалось, что василиск выходит из яйца, снесенного петухом и высиженного жабой. А по А.Афа­насьеву, такое яйцо снесено семигодовалым петухом, зарыто в горячий навоз и высижено змеей.


— А какую роль играет яйцо в сказках?


10. Волшебные яйца в сказках неизменно связаны с сокровищем.

Варианты народных сказок о медном, серебряном и золотом цар­ствах, которые можно скатать в медное, серебряное и золотое яички и уне­сти с собой на землю

На земле это чудесное яйцо становится помощником героя и неисчерпаемым кла­дезем удачи и богатства: оттуда он достает

роскошные платья, черевички, сады, дворцы и целые царства: «…Взял Иван-царевич золотое яичко, покатил его по дороге. Стал перед ним золотой дворец. Зашел Иван-царевич в гор­ницу, вынул из сундука башмаки, золотом шитые…» («Медное, серебряное и золотое царства»).

Иногда яйцо является своего рода «про­пуском» к заветной цели или «платой» за исполнение желания, как, например, в русской народной сказке «Перышко Финиста Ясна Сокола»: Марьюшка, разыскавшая своего любимого мужа, с помощью яйца проникла в его покои.

В сказках яйцо снимает заклятие, чары, возвращает человеку его первоначальные облик (например, в эстонской сказке «Вол­шебное яичко»). В немецкой сказке «Хрустальный шар» оно делает юношу королем в замке Солнца, в русской сказке «Хрустальная гора» помогает Ивану-царевичу вывести из горы принцессу.

Из яйца появляются гигантские гады (Змеи Горыныч, колдуны, …) способные уничтожить весь род людской. В яйце заключена жизнь и смерть Кощея Бессмертного.



— Какой вывод можно сделать на основе полученной информации?

Вывод: В Яйце таится не только начало жизни и все ее блага, но и ее конец, не только светлое, но и темное. Если яйцо разбилось от недоброй силы, благополучие кончается Яйцо — это благо, если оно в добрых и мудрых руках. Яйцо — это беда, смерть, если оно в руках злых, глупых, коварных. Потому в сказке «курочка Ряба» все печалятся о потерянном благе и ужасаются от надвигающейся опасности.

— Незаметно сказка увела нас в древнейшие пласты культуры. Это язык наших предков. Что же на этом языке означает завет наших предков?

Вывод: Мир рушится, люди гибнут, если гибнет красота, если кто-то не сбере­жет Божий дар.

— Что отражает русская народная сказка?

— Из глубины веков, из времен незапамятных, из тридесятого царства пришли к нам следы культуры древних славян (ведической культуры)

— Какие заветы возложены на нас?

— Хранить, нести, передавать из поколения в поколение заветы, заложенные в наших сказках, в нашей народной культуре, чтобы не оскудела земля русская нравственной красотой!!! Чтобы не быть Иванами, не помнящими родства!!!


4.Домашнее задание

Составить план сочинения, написать сочинение в черновик. Предложи свой вариант домашней работы по теме «Яйцо Курочки Рябы»

5. Рефлексия

Цель: осознание учениками своей деятельности,

использованных и усвоенных способов деятельности, полученных результатов, возникших трудностей и проблем.

Вопросы учителя:

Как вам работалось на уроке?

Что узнали? Какие вопросы возникли?

Поблагодарите своих коллег! Вспомните богиню Ладу! (Пожатие рук)

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершении соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. В зависимости от содержания, характера и результатов деятельности используются различные виды рефлексии:

познавательная –

что я понял,

как я работал,

какие методы использовал,

какие из них привели к результату,

какие были ошибочными и почему,

как я теперь бы решил проблему…;

— социальная –

как мы работали в группе,

как были распределены роли,

как мы с ними справились,

какие мы допустили ошибки в организации работ…;

— психологическая –

как я себя чувствовал,

понравилась ли мне работа (в группе, с заданием) или нет,

почему, как (с кем) бы я хотел работать и почему…



Спасибо за урок!

ЛИТЕРАТУРА

1.АФАНАСЬЕВ А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. — М.: Индрик, 1994.

2. АФАНАСЬЕВ А.Н. Народные русские сказки:В 3 т. — М.:Художественная литература, 1957.

3. АФАНАСЬЕВ А.Н. Древо жизни. — М.: Современник, 1982.

4. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Под ред. С.А.Токарева. — М.: Советская энциклопедия, 1987.

5. Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. — М.: Китеж-град, 1992.

6. Славянские сказки. — Нижний Новгород: Русский купец, 1991.

7. Князева М. Жила-была Ку­рочка-Ряба // Литература в школе. — 1997. — № 3. — С. 56).

8. Соловей Т. Яйцо Курочки рябы //Литература в школе. — 2003. — № 4. — С. 79).

9. Грачева И.В. Курочка Ряба», или родом из сказки //Литература в школе. — 2003. — № 4. — С. 86).

Свежие документы:  Конспект урока для 10 класса "Морфология"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: