Технология применения опорных конспектов, 5-9 класс



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноануйская основная общеобразовательная школа»

Солонешенского района Алтайского края












Технология применения опорных конспектов

Русский язык (11-15 лет, 5-9 классы)












подготовила учитель

русского языка и

литературы

Максимова Любовь Федоровна












с.Солонешное

2014

Использование опорных схем-конспектов в формировании орфографической грамотности учащихся

Цели и задачи:

      • дифференциация и индивидуализации обучения;

      • формирование образного и логического мышления;

      • воспитание интереса детей к художественному слову;

      • овладение навыками художественной образности и графическому моделированию;

      • формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями;

      • раскрытие самообучения и самовоспитания с учетом индивидуальных способностей ученика через создание комфортных условий для каждого;

      • учить детей мыслить.

Реализации этих целей и задач помогает:

— учет индивидуальных способностей и возможностей;

— отбор содержания учебного материала, создание дидактической базы к каждой теме (карточки, ОСК, раздаточный материал);

— сочетание традиционных и нетрадиционных уроков;

— поэтапное формирование навыков и умений;

— выполнение практических и творческих заданий.

Перечень модулей


  1. Теоретическая интерпретация.

  2. Сущность опыта.

  3. Изучение нового материала в два этапа.

  4. Занесение ОСК в справочную тетрадь.

  5. Приемы обучения орфографической грамотности.

  6. Закрепление изученного с использованием ОСК.

  7. ОСК.

1.Теоретическая интерпретация

Идея опыта заключается в формировании орфографической грамотности учащихся средствами опорных схем-конспектов и за счет этого облегчение осознанного понимания и усвоения новых орфограмм и закрепление ранее изученного. Целью использования ОСК в данном опыте является преодоление формального подхода к организации учебного процесса на уроке для достижения наибольшей эффективности обучения русскому языку.

Теоретической базой опыта является, прежде всего, опыт педагога-новатора В. Ф. Шаталова и его последователя – Ю.С. Меженко. Идея их методики – увеличение объема изучаемого материала, сведение данного материала в крупные блоки в виде так называемых «опорных конспектов».


2.Сущность опыта


Проблема орфографической зоркости учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Большое значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применение орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся, на умении школьников осуществлять самоконтроль, т е сознавать все частные операции, необходимые для производства сложного действия, а также основывать правильность своих действий. Эти сложные для учащихся задачи решаются не только в процессе первоначального изучения орфографического материала, но и при повторении.


Обучение предполагает активную мыслительную деятельность учащихся. Они должны обладать навыками восприятия информации, увязывать ее с ранее изученным, сортировать, выделять главное. Увидеть большую тему целиком без схематизированного краткого конспекта довольно трудно. Ведь схема представляет собой прием, облегчающий и восприятие, и понимание. Роль такой схемы играет опорный конспект.


ОСК выполняет в учебной работе следующие оперативные функции:

  1. Обеспечивают логически последовательное раскрытие темы.

  2. Служат дидактическим средством осуществления обратной связи при проверке знаний учащихся.

  3. Упрощает и ускоряет процесс подготовки учащихся к уроку

  4. Снимает проблему накопляемости оценок.

  5. Приучает детей к художественной образности и графическому моделированию.


Одна из важнейших задач ОСК — облегчить понимание новой информации и закрепить ее — легко решается благодаря тесному взаимодействию образной и словесно- логической памяти.

Известно, что типы памяти различаются привычным для того или иного человека способами запоминания: у одних — лучше развита слуховая, у других — зрительная, у третьих — двигательная (моторная). И если целенаправленно используются все типы памяти, то обеспечивается более высокий уровень обучения. Работа с опорными конспектами подтверждает это.


3.Объяснение нового материала.


Объяснение нового материала проводится в два приема. На первом, традиционном, школьники знакомятся с орфограммой и орфографическим правилом путем объяснения, работы с учебником, вводных упражнений, проблемных ситуаций. Но чтобы закрепить изучаемый материал и окончательно освоить его, не боясь ошибки в дальнейшем, учащиеся должны «увидеть» правило в системе небольшого количества ярких и выразительных знаков, запоминающихся примеров и схем. Поэтому, после первого, последовательного и обстоятельного объяснения нового материала, составляется или дается готовый конспект. По нему новый материал излагается вторично. Повторное повторение устраняет непонятные моменты.

Повторное повторение должно быть предельно лаконичным. Это позволит несколькими фразами охватить большие смысловые части, дать возможность ощутить целостность темы, глубину и стройность приобретенных знаний, т е ОСК активно включают в процесс восприятия мощный аппарат зрительной памяти


4.Занесение ОСК в справочную тетрадь.


ОСК заносится учащимися в справочную тетрадь («памятку»), что позволяет значительно облегчить выполнение письменных работ и запоминание теоретического материала.

Подача материала ОСК способствует осознанному восприятию разнообразных определений и правил, что делает их понятными и легко запоминающимися. В результате ученики постигают научные основы русского языка, который для них уже не представляется случайным набором многочисленных, часто запутанных, а порой и вовсе непонятных правил.

Надо отметить, что ОСК являются хорошим справочным пособием для учащихся.

  • Служит наглядным средством для совершенствования умения пользоваться научным стилем речи. Обобщая и систематизируя материал по ОСК, ученики составляют связный рассказ на лингвистическую тему, показывая хорошие знания теории.

  • Обеспечивает для учащихся возможность самостоятельно отрабатывать трудный теоретический материал. ОСК оформляется каждым учеником в справочных тетрадях уже на уроке.

Составление ОСК ведет к реальному, действенному сотрудничеству учащихся с учителем. Если на уроке конспект составляется классом, с помощью учителя, то учащиеся чувствуют себя его создателями. В таком случае ОСК становится средством научной организации труда школьников.

Постоянно работая с ОСК, дети полностью «раскрепощаются» (ведь всегда приходит на помощь справочная тетрадь: посмотрел и вспомнил, начал сомневаться — проверил). ОСК включают в себя знаки, конкретизирующие и объединяющие содержание теоретического материала: рисунки, значки, ключевые слова, аббревиатуры, короткие фразы и т д. Для повторения учащимся достаточно короткого времени, чтобы вспомнить материал по ОСК, в отличие от повторения по тексту учебника. Даже слабые ученики начинают чувствовать себя на каком-то подъеме: они уверены в том, что не зря сидят на уроке, что способны разобраться в таком непростом русском языке. Они мыслят, активно работают; в классе устанавливается атмосфера взаимоподдержки и взаимопонимания. На этой основе вырабатывается и любовь к русскому языку как к школьному предмету.

Использование ОСК дает возможность успешно организовать повторение.


4. Приемы обучения орфографической грамотности.


Знакомство учащихся с орфограммой и орфографическим правилом происходит путем объяснения или наблюдения. На данном этапе работы ставятся следующие цели:

-выяснить особенности изучаемого вида орфограмм, характер орфографического правила,

-научить школьников находить данную орфограмму,

-применять правило и сформировать умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой.

При изучении орфограммы повторяем известные учащимся сведения, связанные с новой темой. Например, тема «Разделительные Ъ и Ь». Правило о написании разделительных Ъ и Ь изучается во 2 классе и закрепляется в 3 классе. Поэтому работу над ними начинаем беседой:

-Какие буквы иногда называются немые? Почему? Почему буквы Ъ и Ь называются разделительными? Почему в нашем алфавите не один разделительный знак, а два? От чего зависит написание разделительного Ъ и Ь?


Подъезд пьеса

Съемка серьезный

Предъюбилейный налью

Объявление Татьяна



Воробьи

птичьи

-Когда пишется Ъ? После чего? А — Ь? Какой разделительный знак пишется перед И?

Читаем правило на с. 23

-Что общего в первой и во второй части правила? А в чем различия? На что надо обратить внимание при выборе Ъ и Ь? (На состав слова)

Составляем схему.

Повторяем вторично условия выбора Ъ и Ь?


При заучивании правила у детей возникают затруднения в запоминании трудных слов и исключений из правил. Для этого используется послоговое проговаривание слов, нахождение орфограммы, постановка ударения, т. е. необходимо включать зрительную, слуховую, рукодвигательную память. Исключения из правил лучше всего запоминаются, если расположены в рифме:


Шоколад, шоссе,

Крыжовник,

Шорох, шов, обжора,

Шорник,

Капюшон, жокей,

Чащоба,

Шорох, чопорный,

Трущоба.


6.Закрепление изученного с использованием ОСК.


Следующий этап — закрепление. Для этого используются тренировочные упражнения. Подбираем упражнения, в ходе которых вырабатывается навык применять правило на практике. Используем упражнения типа списывания, обычно осложненного грамматико-орфографическими заданиями. Тексты и упражнения могут быть без пропуска букв и с пропущенными буквами, требующие орфографического разбора.


Упражнение 1.


Спишите. Обозначьте условия выбора орфограммы № 6.


Съедобные грибы, птичьи голоса, темной ночью, быстрые ручьи,


съехать с горы, подъем, обезьяна.

Упражнение 2


Спишите. Обозначьте изученную орфограмму.

Сер..езная опасность, об..яснение, с..езд, бел..е, в..юга, под..езд, об..


явление, пис..мо, мал..чик.


Какие другие виды орфограмм встречаются в упражнении?


Учащиеся графически обозначают условия выбора орфограмм, показывая этим, знают ли они правило. Если работа сделана верно, но нет обозначения условий выбора орфограмм или обозначено неверно, то это является сигналом для проверки знаний этого учащегося. Обозначая условия выбора орфограммы, ученик размышляет так:


ПодЪем «Разделительный Ъ пишется после приставки на согласную перед буквой Е».


Итак, правило сказано все лишь графическим обозначением. Следовательно, умеет обозначать — знает правило.

Чтобы все учащиеся производили соответствующий грамматико-орфографический разбор, им предлагается письменно, (путем условных сокращений и подчеркиваний, т е графического обозначения орфограмм) объяснить написание анализируемых слов (без предварительного рассуждения).

Такой способ дает возможность контролировать знание правила. Если же дети испытывают затруднения в определении вида орфограммы, вспоминаются опознавательные признаки орфограмм, а после находят нужное правило (если не помнят его) в справочной тетради.


Упражнение 3 .

Комментированное письмо. Памятка

1.

Целый день сегодня

Ш..ю.

Я одела

Всю сем..ю.

Погоди немножко,

Кошка-

Будет и тебе одежка.

Ь (е,ё,ю,я,и)


согл Ъ е,ё,ю,я

2.Скрип, скрип, скрипач..к,

Купи новый башмач..к:

Кошк.. Машк..,

Коту Николашк.. ,

Мерину Гаврил..,

Утке Анютк..,

Селезню Васютк..,

Кочету Никитк..,

Курице Улитк.. .



-шо — -ё

1скл. Земля( Р.п.-и,Д.,П.,-е)

2скл. -е

3скл. -и


Упражнение 4.


Объяснительный диктант.

На травк..

Солнце б..ется,

С ветерком

На небо рвется.

Но совсем не горячи

Солнца бел.. лучи.


-тся ( что делает? что сделает?)

-ться ( что делать? что сделать?




Использование текстов с юмористическим содержанием, загадок, отрывков из художественных произведений способствуют повышению интереса к русскому языку, разнообразят урок, повышают активность детей, уменьшают утомляемость к концу урока.


Упражнение 5.


Ш..л по лесу Еж,

Наш..л медный грош…

Вот и вся ска..ка.

Кто слушал –

тому бубликов свя..ка.


При работе над этим упражнением повторяется несколько правил ( по лесу(лес), ска..ка(сказочка), свя..ка (связочка), еж (йож), определение лексического значения слов грош, бублик.)


На уроке ознакомления с новым орфографическим правилом отрабатывается не только навык над данной орфограммой, но и даются упражнения с орфограммами, имеющими тот же опознавательный признак, что и изучаемая на уроке орфограмма.


Упражнение 6.


О, ё или е?

Рычаж..к, камеш..к, ж..лудь, подстереж..т,

Плюш..вый, скрипач..к, отсеч..т, скворч..нок,

Череш..нка, грибоч..к, све.., свеч..й, каш..й,

Щ..рох, горяч.., ч..рный, ж..лтый.




-шо — -ё, без ударения ше


Гл. –ёт


ек , -ик




Такое упражнение дается при изучении темы «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий». Здесь же орфограммы со схожими опознавательными признаками (свеч..й) и с разными опознавательными признаками (отсеч..т, ж..лтый).

Выборочный диктант помогает сосредоточить внимание на нужной орфограмме. При выборочной записи слов учащиеся объясняют соответствующие орфограммы. Часто это объяснение сводится к классификации слов на правило, например:


Упражнение 7


Запишите слова группами 1) существительные 2скл., 2) существительные 3скл.


Шалаш.., сторож.., этаж.., ключ.., врач.., вещ.., ноч.., плащ.., лещ.., обруч…



Этот диктант является одним из активных приемов обучения орфографии. Он экономит время, приучает школьников на слух отбирать нужное, четко определять уровень самостоятельности учащихся, выявлять пробелы в знании определенного вида орфограмм.

При творческом диктанте у учащихся вырабатывается навык применять орфографическое правило в условиях, когда приходится думать о содержании и грамматическом оформлении предложений.


Упражнение 8


Заменить форму глагола 1-го лица единственного числа глаголами множественного числа.

В деревне на каникулах.

Летом на каникулах я отдыхаю в деревне. Рано утром встаю и иду сначала(в)лесу, а затем (на)речку. (в)лесу соб..раю грибы и ягоды, на речк.. ловлю рыбу.


Этот диктант позволяет закрепить правописание Е и И в личных окончаниях глаголов. Ведется попутное повторение других видов орфограмм.

При свободном диктанте учащимся приходится думать не только о содержании и грамматическом оформлении предложений, но и о связности изложения мыслей. Текст диктуется по частям, затем учащиеся пишут свободно, как запомнили. Нужно сохранить в тексте изучаемую орфограмму.


Упражнение 9

Свободный диктант.


Около дороги на откосе насыпи лежал желтый, толстый Желудь. Рядом уютно расположилось Семечко.

После первого теплого дождя Семечко проросло. Тоненький слабенький росток тянулся все выше, чтобы любопытное Семечко могло все видеть. А Желудь не прорастал, только сильнее бурел, словно загорел, стал такого же цвета как земля откоса.


Дома учащиеся выполняют упражнения, которые являются продолжением работы по формированию орфографического навыка начатой в классе.

Формирование орфографического навыка происходит не только в процессе первоначального изучения орфографического материала, но и при повторении. Повторение дает возможность воспроизвести в памяти ранее изученный материал, а также выполнить еще раз практическое задания, основанные на использовании повторных понятий, определений, правил. При повторении выясняются проделы в знаниях учащихся, что дает возможность проводить индивидуальную работу с целью закрепления неусвоенных правил.

При повторении используются и словарные диктанты. Словарный диктант может проводиться в начале урока как комментированный, с записью в тетрадях, на листах или на доске. Он может быть на определенное правило, или по ошибкам контрольного диктанта, или по ошибкам рабочих тетрадей.

Словарный диктант по трафарету используется при повторении одной или нескольких видов орфограмм со сходными опознавательными признаками.

О или А?


-раст- -рос

-гор- -гар-

-кос- кас-

-лаг- -лож-

выращенный, прикоснуться, рослый, взрослый, коснулась, вырос, угар, загорелый, прилагательное, касаться, приложение, огарок, нагар, загар, горелый, приложение, пригореть, пророс.

КЛЮЧ

А а а

О о а

О а о

О а о

О о о

О а о



На такой диктант тратится минимум времени и его результаты видны сразу. Проверка производится по ключу. Такие документы могут готовить и дети.

Учащиеся ведут работу над ошибками, допущенными в рабочих тетрадях. На полях тетрадей ведется работа над допущенной тут же ошибкой. Получив проверенную тетрадь, ученик должен объяснить условия выбора орфограммы, в написании которой он допустил ошибку. Эта работа оценивается отдельно. По записям на полях можно судить о том, над какими видами орфограмм ученик испытывает затруднения.

На поляне (1 скл. П.п)

Лесной (лес)

Росли (-рос-)

Синие цветы ( цветы (какие?) синие

На поляни около лисной опушки расли синии цветы


На допущенные ошибки готовится проверочная работа с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Ошибки, допущенные в контрольных диктантах, изложениях, сочинениях, также подвергаются орфографическому разбору.

Последовательность разбора над каждым видом орфограмм:


  1. запись вида орфограмм,

  2. повторение условий выбора правильного написания,

  3. запись слов с данной орфограммой из контрольного диктанта и графического обозначения в них условия выбора орфограмм,

  4. приведение учащимися примеров (2-3) слов с проверяемой орфограммой и их записи в тетрадь,

  5. выполнение упражнения или диктанта из слов, в которых более всего было допущено ошибок.


При обучении орфографической грамотности учащихся используются разные виды работ: игры, загадки, ребусы, кроссворды, головоломки, занимательные задачи, творческие работы, тесты, перфокарты. Они способствуют активизации познавательного интереса учащихся к предмету, разнообразят урок, предупреждают утомляемость детей. Эти виды работ можно использовать на разных этапах изучения орфограмм.

Игра на уроке – это обычное упражнение в виде занимательной сказки, загадки, ребуса и др. содержание игры служит выполнением учебной цели: закреплению и углублению знаний, полученных на уроке.


Игра «Кто больше?»

  1. Слушайте присказку: «Есть имена удивительные: не то глаголы, не то существительные – и с мягким знаком на конце» Кто больше назовет таких слов?(речь, печь, сечь, стать…)

  2. Кто больше подберет однокоренных слов; слов на один вид орфограммы.

Игра «Собери слово».

Составьте слова, взяв указанные части из разных слов.

Обдумать

пилить

писать

ясно


Игра «Шифровальщики»


Разобрать по составу слова. Проверить по шифру.

Подводник (123)

Снежок (23)

Лесовод (22)


Результативность


Совершенствуя методы, приемы и способы обучения, оптимально организую учебный процесс и достигаю хороших результатов: успешно формируется как языковая, так и лингвистическая, речевая грамотность учащихся, развивает их творческие и интеллектуальные способности. Повысилась познавательная активность учащихся. Hа уроках работают все. Все дети по русскому языку имеют положительные оценки. Выпускники успешно сдают экзамены за курс основной школы.

Литература:

1.Меженко Ю.С. Методическая система В.Ф.Шаталова в обучении русскому языку. Москва, 1992


Свежие документы:  Урок русского языка "Род имён существительных. Закрепление" 3 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: