Урок по русскому языку в 5 классе. «Правописание корней с чередованием гласных е-и»




Государственное бюджетное образовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №648 Колпинского района г. Санкт-Петербурга»







Конспект

урока по русскому языку в 5 классе.

«Правописание корней с чередованием гласных е-и»





подготовила

учитель русского языка и литературы

Марченко Анжелика Александровна





















Санкт-Петербург

2013

Тема урока: «Правописание корней с чередованием гласных е-и».


Тип урока по цели: сообщение новых знаний.

Тип урока по содержанию: по морфемики и орфографии.


Цель урока: научить грамотному написанию корней бер-бир-; —мер-мир-; —дер-дир-: —тер-тир-; —пер-пир-; —стел-стил-; —блест-блист-; —жег-жиг-; —чет-чит-.

Задачи:

  1. Обучающие:

  1. научить правильно писать корни с чередующимися гласными: бер-бир-; —мер-мир-; —дер-дир-: —тер-тир-; —пер-пир-; —стел-стил-; —блест-блист-; —жег-жиг-; —чет-чит-;

  2. научить правильно устно и письменно комментировать данную орфограмму;

  3. научить самостоятельно формулировать правило на основе изученного материала.

  1. Развивающие:

  1. развивать словарный запас.

  1. Воспитывающие

1) воспитывать культуру речи;

2) воспитать навыки самоконтроля и самооценки.


Оборудование: компьютер, карточки с заданиями, презентация.

План проведения урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация изученного ранее (систематизация знаний и умений, закрепление изученного).

  3. Постановка цели обучения перед учащимися.

  4. Усвоение новых знаний, формирование новых умений и навыков.

  5. Закрепление знаний, умений и навыков.

  6. Информация о домашнем задании.

  7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

Предварительная организация класса.

Готовность учителя к уроку.

Мобилизующее начало урока.

Приветствие.

  1. Актуализация ранее изученного (систематизация знаний и умений, закрепление изученного).

  1. Повторение правила чередования корней а-о (-кас-кос-; -лаг-лож-).

— Ребята, вы изучили правило чередования гласных а-о в корнях -кас-кос-; -лаг-лож-.

— Вспомните, когда в корне пишется гласная о , а когда а?

а) – кас — кос — пишется а, если после корня есть суффикс – а -, а в остальных случаях пишется о.

б) – лаг – лож- пишется а перед г, а о перед ж. Искл.: полог.

— А теперь проверим, как вы усвоили это правило.

2) Словарный диктант на чередование корней -кас-кос-; -лаг-лож-.

Предл_гать, выл_жить, к_салась, прол_гать, прик_снуться, прил_жение, возл_гать.

  1. Постановка цели обучения перед учащимися.

— Ребята, вы изучили чередование гласных а-о в корнях -кас-кос-; -лаг-лож-. Но на этом правило чередования корней не заканчивается. С чередованием гласных существует множество правил. Цель сегодняшнего урока – чередование гласных е-и в корнях –бер-бир-; -мер-мир-; -дер-дир-: -тер-тир-; -пер-пир-; -стел-стил-; -блест-блист-; -жег-жиг-; -чет-чит-.

4. Усвоение новых знаний, формирование новых умений и навыков.

1) Объяснение нового материала.

— Тема сегодняшнего урока «Правописание корней с чередованием гласных е-и».

— Посмотрите на слайд. А теперь попробуйте сформулировать это правило (пишется и, если дальше следует суффикс – а -; в остальных случаях пишется е).

— Откройте учебники на стр… . Прочтите правило. Устно прокомментируйте примеры из учебника.

— А теперь мы научимся графически комментировать нашу орфограмму.

2) Первичное закрепление.

Задание: дети выходят к доске по цепочке и выполняют задание (выходят по 2 человека).

Проби͡рались, разбе͡ру, заст͡елю, выж͡игаю, дочи͡таю, выс͡т͡и͡лаю, сте͡реть, запе͡реть, сде͡ру, сти͡раю, распи͡раю, бл͡е͡с͡теть, перечи͡таю, расст͡и͡лается.

3) Физминутка.

— Мы с вами немножко отдохнем и проведем физминутку.

Задание: вы хлопаете в ладоши, если → и, а если е → нет.

Блестел на солнце, взбирался медленно, опереться на друга, набирали высоту, замерли от восторга, звёзды зажигаются, костёр разжигается, умереть со смеху, отпираю дверь, постели скатерть.

5. Закрепление знаний, умений и навыков.

1) Тест (раздаточный материал).

а) 1вар. В каком ряду во всех словах пропущена буква и?

1. Уб_ру, зам_р, расст_лается.

2. Зам_реть, подст_лил, выт_рла.

3. Зап_реть, изб_ратели, бл_стеть.

4. Разж_гают, выд_рать, отп_рать.

б) 2вар. В каком ряду во всех словах пропущена буква е?

1. Изб_рать, бл_стеть, выб_ру.

2. Пост_лить, оп_реться, ум_реть.

3. Выд_раю, соб_рались, отп_реть.

4. Сж_гаю, соч_тать, зам_реть.

2) Вставить пропущенные буквы (Вспомнить, из каких сказок А. Пушкина взяты эти цитаты.).

*На девичник взять соб_раясь,

Вот царица, наряжаясь,

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилась с ним.

*Как наешься ты своей полбы,

Соб_ри-ка ты с чертей оброк полный.

*Кто-то терем приб_рал

Да хозяев поджидал.

3) Творческий диктант.

Задание: заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием.

Например: сверкать на солнце (блестеть).

Подниматься на гору (взбираться), выдергивать сорную траву (выдирать), закрыть дверь (запирать), оцепенеть от страха (замереть), разгораться ярко (зажигаться), убегать от погони (удирать).

6. Информация о домашнем задании.

Повторить §52

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.




Литература:

  1. Капинос В.И., Пучкова Л.И. Сборник заданий учебных тематических тестов для 5-го класса по русскому языку. – М., 1999 г.

  2. Правила и упражнения по русскому языку 5-8 класс: /Пособие для средней школы. — К., 1998 г.

  3. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка для 5 класса. – М., «Школа – Пресс» — 1999 г.



Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Звуки [ф ], [ф’]. Буквы Ф,ф"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: