урок русского языка в 10 классе «Секреты речи»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

г.Осы, Пермский край





Конспект урока русского языка
в 10 классе

Секреты речи



подготовила

учитель русского языка и литературы

Солдатова Елена Викторовна























г. Оса
2014



План-конспект урока русского языка

Класс: 10

Тема: Секреты речи

Тип урока: урок-исследование

Цели урока:

  • формирование речевых умений учащихся на примерах текстов русской литературы;

  • развитие внимательного отношения к значению слов и их употреблению в речи;

  • воспитание языкового чутья.

Оборудование:

  • презентация SMART Notebook или PowerPoint

  • проектор

  • Карточки с заданиями для групповой работы


Ход урока

  1. Мотивация. Определение темы.

Учитель (слайд 1):

Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того — он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении…

— О чём идёт речь? (О языке. О русском языке. Это отрывок из статьи публициста Т.Жаровой).

— Как оценивает лингвист язык? Поясните.


II. Постановка проблемы. Целеполагание.

— А как вы отнесётесь к мнению А.С.Пушкина? (слайд 2)

Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

— А вот мнение Н.В.Гоголя: (слайд 1)

«Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего».

— Приглашаю вас к размышлению. Попытаемся разрешить это противоречие, найти ответ на возникший у нас вопрос: что же имел в виду А.С.Пушкин? (слайд 3).

Мы хорошо знаем, что Пушкин был прекрасным мастером русского слова, и попытаемся приоткрыть секреты речевого мастерства (слайд 4).

Предлагаю провести урок-исследование.

— Где нам может пригодиться знание секретов правильной речи?

— Определите цель своей деятельности на уроке.

III. Выдвижение гипотезы.

— Какие у вас будут предположения относительно ответа на поставленный вопрос?


IV. Выбор метода решения проблемной ситуации.

— Какие методы мы можем использовать для проведения нашего исследования?

(наблюдение, анализ, эксперимент)


  1. Составление плана исследования.

-Как вы думаете, кто, кроме писателя, может знать о тайнах построения предложений, о тех правилах, которые мы должны соблюдать, когда говорим и пишем на русском языке? (учитель русского языка, учёный-лингвист)

Поэтому, чтобы решить поставленную проблему, предлагаю вам сыграть несколько ролей: учителя русского языка, писателя и учёного-лингвиста.


Спланируем наши действия.

Что делает учитель русского языка?

1)Проверка работ учащихся


Что делает писатель? (пишет, сочиняет)

2)Анализ языка писателя.


Чем занимается учёный? (ставит эксперименты)

3)Проведение лингвистического эксперимента.


4)Проверка гипотезы. Вывод.



  1. Открытие нового знания.

(Групповая работа, 5 групп по 4 -5 человек)


  1. Редактирование предложений


— Вы учитель русского языка. Ваши ученики решали тест, выполняя задание А5. У вас на столах тест и его решение. Ваша задача: проверить работу учащегося. Сделать вывод о том, что не знает ваш ученик, дать рекомендации.

(Задание одинаковое в каждой группе: тест из 5 заданий)


— Выступления групп.


— Вывод.


  1. Анализ языка русских писателей

Откроем книги русских писателей. Выразительно прочитайте предложения из произведений русских писателей. Определите, в чём заключается ошибка. Попробуйте объяснить с точки зрения писателя цель этого приёма. (По 1 примеру каждой группе) (см. Приложение 2)

Выступления групп (На слайдах во время выступления открываются задания каждой группы).


1 группа.

Тип ошибки – нарушение логики. Писатель пародирует нелогичную речь, и это используется как стилистический приём для создания комического эффекта, а также как средство создания образа героя.

2 группа.

Тип ошибки – ошибочное употребление иноязычного слова АЖИОТАЖ, как средство создания образа.

3 группа.

Тип ошибки – повтор одних и тех же слов. В тексте это становится средством создания эффекта живого рассказа, разговорного стиля. Эти повторяющиеся слова можно назвать словами-паразитами.

— А какие ещё слова-паразиты вы знаете? О чём они свидетельствуют?

(Бедность словарного запаса, языковая беспомощность говорящего)

— Что ещё засоряет нашу речь?

(Употребление без надобности иноязычных слов (Например: Свой уикенд мы провели за городом. Среди собравшихся превалировали представители молодёжи), жаргонизмов (тачка, клёвый, прикид и т.д.), нецензурных слов).


— В современной лингвистике появилось новое направление – лингвоэкология, одна из задач этой науки состоит в том, чтобы пробуждать в юных гражданах чувство собственного достоинства, самоуважения, гордости своим языком.


— Писатели и публицисты встревожены духовной деградацией, обнищанием, напрямую связанных с языковыми потерями.


3)Лингвистический эксперимент.

А теперь побудьте учёными-лингвистами. Есть ли ошибки в данном тексте? Проведите лингвистический эксперимент: исправьте ошибки. Что произошло с текстом после этого? (см. Приложение 3, текст один для всех групп) (Текст – на слайде)

— Речевые ошибки, искажение слов свидетельствуют не только о низкой культуре, но и об эмоциональности оценок говорящего, служат средством создания образа героя.


  1. Оценочно-рефлексивный этап


  1. Интерпретация полученных данных. Вывод.

— Итак, что имел в виду Пушкин? (слайд со словами Пушкина)

— Подтвердилась наша гипотеза?

— Авторы, вовсе не отступающие от нормы, были бы невыносимо скучны. Но у человека должно быть воспитано чувство языковой нормы. Тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё. Вспомним слова Н.Гоголя (слайд с высказыванием Гоголя).


— О каких секретах речевого мастерства вы сегодня узнали?

— Каковы секреты хорошей речи?

— Сравните своё мнение со схемой (слайд)

Схема «Секреты хорошей речи»

Точность

Логичность

Чистота

Выразительность

Этикетность

— Академик Д.С.Лихачёв, учёный-филолог, настоящий интеллигент, писал: «Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому…человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля».

Я желаю вам лёгкости стиля.



2) Самооценка собственной деятельности.

— Заставил ли вас задуматься о чём-то сегодняшний урок? О чём? Какие вопросы у вас появились?

— Вспомните, какую цель вы ставили для себя в начале урока и оцените степень её достижения, используя следующие утверждения (слайд):


Сегодня я узнал(а)…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Теперь я могу…

Мне сегодня удалось…

Для меня было открытием…

Я понял(а)…

На уроке было важным…

Я смогу…

Я бы учел (ла) на будущее…

Я попробую…




Умейте же беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь. (И.Бунин) (слайд)


Будьте внимательны к значению слов, к их употреблению в речи, к языку окружающих и к своему собственному.


  1. Домашнее задание (на выбор учащихся) (слайд)

  1. Познакомиться с текстом Т.Жаровой, фрагмент из которого звучал в начале урока, сформулировать проблему, позицию автора, подобрать аргумент, используя материал сегодняшнего урока.


  1. Подобрать и прокомментировать примеры из литературных произведений, когда речевая или грамматическая ошибка становятся художественным приёмом.





Приложение 1

Задание 1 группе


Вы учитель русского языка. Ваши ученики решали тест, выполняя задание А5. У вас на столах тест и его решение. Ваша задача: проверить работу учащегося. Сделать вывод о том, что не знает ваш ученик, дать рекомендации.





Задание 2 группе


Вы учитель русского языка. Ваши ученики решали тест, выполняя задание А5. У вас на столах тест и его решение. Ваша задача: проверить работу учащегося. Сделать вывод о том, что не знает ваш ученик, дать рекомендации.





Задание 3 группе


Вы учитель русского языка. Ваши ученики решали тест, выполняя задание А5. У вас на столах тест и его решение. Ваша задача: проверить работу учащегося. Сделать вывод о том, что не знает ваш ученик, дать рекомендации.


Задание 4 группе


Вы учитель русского языка. Ваши ученики решали тест, выполняя задание А5. У вас на столах тест и его решение. Ваша задача: проверить работу учащегося. Сделать вывод о том, что не знает ваш ученик, дать рекомендации.





Задание 5 группе


Вы учитель русского языка. Ваши ученики решали тест, выполняя задание А5. У вас на столах тест и его решение. Ваша задача: проверить работу учащегося. Сделать вывод о том, что не знает ваш ученик, дать рекомендации.


Приложение 2

Задание 1 группе

Выразительно прочитайте предложения из произведений русских писателей. Определите вид ошибки. Попробуйте объяснить с точки зрения писателя цель этого приёма.

Н.В.Гоголь.

«Агафья Тимофеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с жёлтенькими цветами».


Задание 2 группе

Выразительно прочитайте предложения из произведений русских писателей. Определите вид ошибки. Попробуйте объяснить с точки зрения писателя цель этого приёма.

М.Шолохов.

«Ну, хорошо, прибыл я к табуну, гляжу вокруг себя, и глаза не нарадуются! Кругом такой ажиотаж, что век бы оттуда не уезжал! Лазоревые цветки по степи, травка молодая, кобылки пасутся, солнышко пригревает, — словом, полный тебе ажиотаж!»


Задание 3 группе

Выразительно прочитайте предложения из произведений русских писателей. Определите вид ошибки. Попробуйте объяснить с точки зрения писателя цель этого приёма.


М.Зощенко

«Тут шум, конечно, поднялся, грохот…

И вдова тоже трясётся мелко от ярости.

— У меня,— говорит, — привычки такой нету — швабры в чай ложить. Может, это вы дома ложите, а после на людей тень наводите…».



Задание 4 группе

Выразительно прочитайте предложения из произведений русских писателей. Определите вид ошибки. Попробуйте объяснить с точки зрения писателя цель этого приёма.


И.А.Гончаров

«Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома, в котором вы предположили произвести некоторые перестройки, вполне соответствует моему образу жизни и приобретённой вследствие долгого пребывания в сем доме привычке. Известясь через крепостного моего человека, Захара Трофимовича, что вы приказали сообщить мне, что занимаемая мною квартира…»



Задание 5 группе


Выразительно прочитайте предложения из произведений русских писателей. Определите вид ошибки. Попробуйте объяснить с точки зрения писателя цель этого приёма.


Н.В.Гоголь.

«- Ну, можете представить себе, эдакой какой-нибудь, то есть капитан Копейкин, и очутится вдруг в столице… Вдруг перед ним свет, так сказать, некоторое поле жизни, — сказочная Шехерезада. Вдруг какой-нибудь здакой, можете себе представить, Невский проспект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховая…; мосты там висят эдаким чёртом, можете представить себе…»






Приложение 3

Задание 1 группе

Есть ли ошибки в данном тексте? Проведите лингвистический эксперимент: исправьте ошибки. Что произошло с текстом после этого?

М.Зощенко

съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул…

Я говорю:

— Натощак – не много ли? Может вытошнить.

А она:

— Нет, — говорит, — мы привыкшие.

И берёт четвёртое.

— Ложи, — говорю, — взад!

А она испужалась. Открыла рот. А во рте зуб блестит.

— Ложи, — говорю, — к чёртовой матери!..


Задание 2 группе

Есть ли ошибки в данном тексте? Проведите лингвистический эксперимент: исправьте ошибки. Что произошло с текстом после этого?

М.Зощенко

съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул…

Я говорю:

— Натощак – не много ли? Может вытошнить.

А она:

— Нет, — говорит, — мы привыкшие.

И берёт четвёртое.

— Ложи, — говорю, — взад!

А она испужалась. Открыла рот. А во рте зуб блестит.

— Ложи, — говорю, — к чёртовой матери!..



Задание 3 группе

Есть ли ошибки в данном тексте? Проведите лингвистический эксперимент: исправьте ошибки. Что произошло с текстом после этого?

М.Зощенко

съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул…

Я говорю:

— Натощак – не много ли? Может вытошнить.

А она:

— Нет, — говорит, — мы привыкшие.

И берёт четвёртое.

— Ложи, — говорю, — взад!

А она испужалась. Открыла рот. А во рте зуб блестит.

— Ложи, — говорю, — к чёртовой матери!..



Задание 4 группе

Есть ли ошибки в данном тексте? Проведите лингвистический эксперимент: исправьте ошибки. Что произошло с текстом после этого?

М.Зощенко

съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул…

Я говорю:

— Натощак – не много ли? Может вытошнить.

А она:

— Нет, — говорит, — мы привыкшие.

И берёт четвёртое.

— Ложи, — говорю, — взад!

А она испужалась. Открыла рот. А во рте зуб блестит.

— Ложи, — говорю, — к чёртовой матери!..


Задание 5 группе

Есть ли ошибки в данном тексте? Проведите лингвистический эксперимент: исправьте ошибки. Что произошло с текстом после этого?

М.Зощенко

съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул…

Я говорю:

— Натощак – не много ли? Может вытошнить.

А она:

— Нет, — говорит, — мы привыкшие.

И берёт четвёртое.

— Ложи, — говорю, — взад!

А она испужалась. Открыла рот. А во рте зуб блестит.

— Ложи, — говорю, — к чёртовой матери!..







Список использованной литературы


1. Отрывки из произведений М.Шолохова, М.Зощенко, Н.Гоголя, И.Гончарова







Свежие документы:  Конспект урока на тему "Бессоюзные сложные предложения"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: