Урок русского языка в 6 классе по теме «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных». Технологическая карта


Урок русского языка в 6 классе

Макаренко Фаина Дмитриевна, учитель русского языка и литературы, ЯНАО, Шурышкарский район, с. Овгорт, МБОУ «Овгортская ОШИС(п)ОО»


Тема урока: Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

Тип урока: урок усвоения новых знаний


Планируемые результаты:


Предметные

— научиться применять алгоритм написания сложных имен прилагательных;

— формировать умение применять орфограмму № 40;

— развивать орфографическую зоркость;

— развивать познавательные интересы, речь, мышление, смекалку;

— умение ориентироваться на страницах учебника, самостоятельно грамотно списывать текст, писать под диктовку.


Личностные

— создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;

— формирование устойчивого интереса к исследовательской деятельности;

— развитие способности оценивать собственную учебную деятельность.


Метапредметные:


Регулятивные УУД

— понимать и строить планируемые действия;

— проговаривать вслух последовательность производимых действий.


Коммуникативные УУД

— развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

— развивать умение грамотно отвечать на вопросы, слушать и слышать;

— сформулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

— учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов.


Познавательные УУД

— понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять;

— извлекать нужную информацию;

— объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления опорного справочного лингвистического материала.


Технологическая карта урока


Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Личностные

Метапредметные

Предметные

1

Самоопределение к деятельности

Включение уч-ся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Создает условия для возникновения у уч-ся внутренней потребности включения в деят-ть («хочу»): высказывает добрые пожелания уч-ся, выражает поддержку

Готовятся к уроку

Проверяют д/з: взаимопроверка




Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками


2.

Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Создать условия для совершенствования своего лексического запаса языка через устное повторение по теме «Правописание сложных имен существительных», через словарную работу

Создает ситуацию, при которой возникает необходимость повторения полученных знаний.

Выборочный диктант. Задание:

слушаем текст и выписываем прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов Н и НН.



Выписывают слова: единственный, деревянные, обыкновенный, длинный, длинен, длинным-длинным.

Проявление познавательной активности

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.



Развитие умения анализировать

Повторение по темам: «Н и НН в прилагательных» «Сложение как способ образования слов»,

3.

Выявление причин затруднения и постановки цели деятельности








Выявление места затруднения, его причины и постановка цели урока.


Подводящий диалог :

— Как написано прилагательное длинный-длинный?

— Какова, по-вашему, тема сегодняшнего урока?

— Какие цели вы поставите перед собой?




Отвечают на вопросы учителя.





Формулируют тему

урока, цели деят-ти.






Осознание необходимости в решении учебной задачи

Развитие умения постановки цели своей деятельности


4

Построение проекта выхода из затруднения

Построение учащимися нового способа действий и формирование способности к его выполнению.



Формирование представлений об условиях дефисного и слитного написания сложных прилагательных

Подводящий диалог:

— А как, по-вашему, пишутся прилагательные быстрый-быстрый, долгий-долгий, тихий-тихий, выражение день-деньской и т.п.?

— Сформулируем 1-е правило.

— Вспомним, что дефис – это орфографический знак, а тире – знак синтаксический, пунктуационный.

Подводящий диалог :

— Как мы называем цвет российского флага?

— А как уточнить оттенок, например, красного цвета, если он тёмный?

— Если вы в сладкий чай положили кусочек лимона, какой вкус получится?

— Формулируем второе правило



— Как вы напишете названия промежуточных сторон света?

— Как вы напишете географические названия – сложные существительные : Орехово-Зуево, Тянь-Шань?



— Вспомните, как пишутся названия двуязычных словарей?

— Какие признаки обозначают при этом прилагательные, входящие в состав сложных? Можно ли между ними поставить союз И?




Отвечают на вопросы



Формулируют

Первое правило:

Через дефис пишутся прилагательные с повторяющимися основами.





Отвечают на вопросы, называют прилагательные: бело-сине-красный, тёмно-красный, кисло-сладкий.





Формулируют Второе правило:

Через дефис пишутся прилагательные, обозначающие оттенки цвета и вкуса.









Формулируют Третье правило:

Через дефис пишутся прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-западный, северо-восточный, орехово-зуевский и т.д.

Называют прилагательные: англо-русский, русско-английский.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с орфограммой № 40 (правило в рамке, учебник с.137-138)

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности

Аргументация своего мнения.



Высказывание своего мнения.



Работа над формированием умений ориентироваться в полученной информации по ходу выполнения задания



Развитие умения анализировать, сопоставлять

Повторение по темам: «Словосочетание», «Правописание сложных имен существительных»



Грамотное построение устного высказывания.



Работа со справочной литературой

5.

Первичное закрепление во внешней речи

Усвоение учащимися нового способа действия.

Создание у уч-ся представления о том, как используется данная орфограмма, и закрепление её на практике

Дает задание прочитать правило на с. 137-138 учебника, проанализировать обозначение орфогр. №40.

Организует работу по «цепочке»

Проговаривают вслух определение орфограммы № 40.

Анализируют образец рассуждения

Выполняют по «цепочке» упр.330 (устно)..

Развитие умения проявлять самостоятельность в различных видах деятельности

Работа по алгоритму, по предложенному правилу.



Аргументация своего мнения

Закрепление знаний по данной орфограмме

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха

Организует самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действия и самопроверку (взаимопроверку) по эталону. Создает ситуацию успеха

Выполняют упр. 332 с взаимопроверкой


Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.


Рефлексия способов и условий действия. Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Закрепление знаний по данной орфограмме

7.

Включение в систему знаний и повторение

Включение нового способа действия в систему знаний, повторение и закрепление изученного

Предлагает задания, в которых новый способ действия связывается с ранее изученным

Выполняют упр 331, 333 (по выбору) – комментированное письмо

Понимание личной ответственности за результаты деятельности

Умение формулировать и аргументироватьсвое мнение, учитывать мнение других

Подготовка к самостоятельной работе дома на закрепление изученного

8.

Рефлексия деятельности.



Домашнее задание

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

Организует рефлексию и самооценку учениками деятельности на уроке.

Предлагает вопросы:

— Что нового узнали?

— Достигнута ли цель урока?

— Где используется новый способ действия?

— Каковы результаты деятельности класса? Ваши собственные результаты?

Фиксируют степень соответствия результатов деятельности и поставленной цели

Самооценка на основе критерия успешности

Оценка своей деятельности на уроке

Планирование дальнейшей деятельности и определение задания для самоподготовки:

С. 137-138 (правило), упр.333

Свежие документы:  Современные технологии личностно-ориентированного обучения





Литература:


Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. М.: Просвещение, 2010

Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Издательство «Экзамен», М., 2013

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс / Сост. Н.В. Егорова. М.: ВАКО, 2009

Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. М.: Просвещение, 2011




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: