Рабочая программа по русскому языку 10-11 классы



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4


Рассмотрена и согласована УТВЕРЖДЕНА

методическим объединением Директор МАОУ СОШ № 4

Руководитель МО ____________ В.Н.Самгин

_________Г.В.Совпель

Протокол № _1_ Приказ от «06»сентября 2013г.

от «_30_» _августа___2013 г. №16







Рабочая программа

по русскому языку

для 10-11классов








составитель: учитель русского языка и литературы

Харитонова Светлана Владимировна
















г. Тамбов

2013


ПРОГРАММА

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

X – XI класс
















































ПРОГРАММА

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

X – XI классы






Тамбов 2013




ПРОГРАММА

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

X – XI класс


Пояснительная записка


Данная программа составлена на основе стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень) и примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень). Программа поддерживается учебником «Русский язык. 10-11 классы», авторы: В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. М: «Просвещение», 2011 г.

Общая характеристика учебного предмета

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Цель занятий русским языком в старших классах — совершенствование практических умений и навыков учащихся: речевых, орфографических, пунктуационных, умений и навыков учебного труда (выделять главное, планировать свою деятельность, контролировать свою деятельность, например, с помощью словарей, справочников, конспектировать и т.д.).

Особое внимание уделяется углубленному повторению, систематизации и обобщению изученного в 5—9 классах, формированию особого взгляда на родной язык как на национальное достояние, осуществлению функционального подхода при изучении языковых явлений всех уровней, развитию творческих, исследовательских способностей учащихся. Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи (культура публичной и разговорной речи), умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы; развитие навыков монологической и диалогической речи, использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, информационная переработка текста, совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров, знание их особенностей, развитие и усовершенствование навыков написания доклада, реферата, тезисов, рецензии, составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о русском языке в современном мире, о формах существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго), нормах литературного языка и их соблюдение в речевой практике; овладение основными нормами русского литературного языка, его связи с языком художественной литературы, взаимосвязь различных единиц и уровней языка, роль синонимии в системе русского языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к лингвистическому анализу текстов различных функциональных разновидностей языка и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов, соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения, культура межнационального общения. В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения. Данная программа состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка, а также основы культуры речи, элементарные сведения по теории речевого воздействия, то есть целесообразного и оптимального использования языковых средств и речевых механизмов для достижения целей общения. Это содержание обучения является базой для развития речевой компетентности учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Курс русского языка в 10–11 классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса «Правописание не с глаголами»

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Курс русского языка, направленный не только на интеллектуальное, но и на духовное, эстетическое развитие учащихся, предполагает использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Особое внимание обращается на уроки-семинары (эта форма занятий имеет особое значение в системе непрерывного образования «Школа — вуз»).

Предполагается включение в занятия самостоятельной ис­следовательской работы старшеклассников (подготовка докладов, рефератов, их рецензирование), использование различных лингвистических словарей и справочников.

Осуществлению взаимосвязи в изучении русского языка и литературы, слова и текста способствует использование на занятиях (в классе и дома) такого вида упражнений, как комплексная работа с текстом. В процессе комплексной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки учащихся. Одним словом, решается комплекс задач, что позволит старшеклассникам подготовиться к экзаменам (как устным, так и письменным, независимо от формы их проведения.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно учебному плану школы для обязательного изучения русского языка на этапе среднего (полного) общего образования отводится 103 часа из расчета 3 часа в неделю. В X классах 35 часов (1 час в неделю) , в XI классах 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Формы организации образовательного процесса

Основной формой обучения является урок. Все уроки можно разделить на три группы: урок ознакомления, урок закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков. На уроке ознакомления с новым материалом возможно использовать такие формы организации учебной работы: лекция, беседа, практическая работа, конференция, традиционный урок. Урок закрепления может включать такие формы как: семинар, практикум, консультация, работа в парах постоянного и смешенного состава. На уроках проверки знаний возможна организация самостоятельной работы, урока-зачета, контрольной работы (диктанта, тестирования), уроков развития речи. Выбор форм зависит и от темы урока, и от уровня подготовленности учащихся, и от объема изучаемого материала, его новизны, трудности.

Основные формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные.

Технологии обучения

Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов.

Технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.

Информационно-коммуникационные технологии.

Здоровьесберегающие технологии: использование кабинета русского языка, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН, отсутствие монотонных, неприятных звуков, шумов, раздражителей и т.д., использование различных наглядных средств, средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями САНПиН.

Технология уровневой дифференциации.

Технология обучения как учебного исследования.

Технология обучения в сотрудничестве.

Виды и формы контроля

Формой оценки достижения результатов освоения программы является аттестация.

Итоговая аттестация проводится на основании соответствующих государственных нормативных правовых документов.

Промежуточная аттестация — это оценка качества усвоения обучающимся содержания учебного предмета, по окончании их изучения по итогам полугодия, учебного года

Текущая аттестация проводится учителем как контроль качества усвоения содержания какой-либо части темы или темы в процессе ее изучения.

По формам организации контроля он подразделяется на индивидуальный, групповой, фронтальный и комбинированный. В качестве методов контроля

служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты, самостоятельные, практические и контрольные работы, тестирование, словарные диктанты.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Очерченные стандартом рамки содержания и требований ориентированы на развитие учащихся и не должны препятствовать достижению более высоких уровней.


Содержание программы


10 КЛАСС (35 часов)

(«Русский язык. 10-11 классы», авторы: В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. М: «Просвещение», 2011 г. )


О РУССКОМ ЯЗЫКЕ, О РУССКОЙ РЕЧИ (4ч.)

Русский язык как неотъемлемая часть национальной культуры русского народа. Русский язык в современном мире.

Язык и речь. Основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо). Типы речи (повествование, описание, рассуждение; их сочетание в тексте). Стили речи (разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный).

Языковая норма.

Культура речи. Качества хорошей речи (с учетом стиля высказывания, ситуации общения).


ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ (1ч.)

Слово. Словарное богатство русского языка.

Основные понятия лексики. Лексическое значение слова. Прямые и переносные значения. Однозначные и многозначные слова.

Синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные). Омонимы.

Слово в тексте. Точность словоупотребления. Лексическая сочетаемость. Стилистическая окраска слова. Лексические средства худо­жественной изобразительности.

Лексические средства связи между предложениями в тексте.

Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, крылатые слова.

Словари.


ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА (1ч.)

Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков речи.

Особенности русской графики. Принципы обозначения звуков на письме. Алфавит.

Орфоэпия. Нормы русского литературного произношения, их развитие.

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Синонимы и антонимы. Определение и понятие"

Соотношение фонетики, графики и орфоэпии.

Основные словари и справочники.


СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (8ч.)

Морфемы русского языка, их богатство и разнообразие.

Однокоренные слова и формы слов.

Морфемный анализ слов.

Исконные и заимствованные морфемы, характер их использования.

Основа слова. Непроизводная основа. Производная и производящая основа.

Способы словообразования.

Словообразовательный анализ слов. Разнообразие словообразовательных моделей как достоинство русского языка. Словообразовательная норма.

Морфемные, словообразовательные и этимологические словари.


МОРФОЛОГИЯ (16ч.)

Знаменательные и служебные части речи, их текстообразующая роль.

Именные части речи: что и как они «именуют». Основные категории частей речи.

Функционирование именных частей речи в тексте.

Имя существительное. Текстообразующая роль имён существительных.

Имя прилагательное.

Имя числительное.

Местоимение.

Глагол. Многообразие грамматических форм. Типы спряже­ния. Категории вида, возвратности, переходности, наклонения, времени.

Причастие.

Деепричастие.

Слова категории состояния. Наречие.


СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (5ч.)

Предлог

Союз

Частица

Морфологический анализ слов.













УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема

Число часов на изучение

Количество контрольных работ

Количество работ по развитию речи

1.

Введение. О русском языке, о русской речи.

4

1

2.

Лексика

1

3.

Фонетика. Орфоэпия.

1

1

4.

Состав слова и словообразование

8

1

5.

Морфология

16

1

6.

Служебные части речи

5

1


Итого:

35

4

1






11 КЛАСС (68 часов)

(«Русский язык. 10-11 классы», авторы: В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. М: «Просвещение», 2011 г. )



Общее содержание учебного материала направлено на повторение и углубление знаний учащихся по синтаксису и пунктуации.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ

(1 ч.)

Знакомство с основными принципами русской пунктуации


ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ОРФОГРАФИИ (5 ч.)

Повторение орфограмм в корнях, приставках, суффиксах; правописание Н и НН в различных частях речи. Решение тестовых задач.


СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (2 ч.)


Словосочетание как синтаксическая единица. Виды подчинительной связи в словосочетании. Решение тестовых задач.


ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (7 ч.)


Простое предложение как синтаксическая единица. Предложения повествовательные, восклицательные, вопросительные. Грамматические основы предложений, способы выражения подлежащих и сказуемых. Тире между подлежащим и сказуемым. Решение тестовых задач.


ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (1 ч.)


Особенности употребления второстепенных членов предложения. Дополнение в форме родительного падежа при глаголах с отрицанием. Управление при словах, близких по значению. Падеж определений, включенных в сочетание, состоящее из числительного два, три или четыре и существительного в родительном падеже.


ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6 ч.)


Предложения с обособленными членами. Обособление определений. Построение оборотов с распространенными определениями, выраженными причастиями и прилагательными. Обособленные приложения и дополнения. Знаки препинания. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями, существительными


ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (3 ч.)


Предложения с однородными членами. Знаки препинания между однородными членами. Употребление двоеточия и тире при однородных членах. Однородные и неоднородные определения. Согласование в предложениях с однородными членами.


ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (4 ч.)


Виды односоставных предложений по наличию главного члена. Способы выражения главного члена в безличном предложении.


ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ (7 ч.)


Вводные слова, предложения, вставные конструкции, знаки препинания. Сравнительные обороты, знаки препинания при них, запятая в конструкциях с союзом « как». Обращения, знаки препинания при обращениях. Прямая и косвенная речь. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.


СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (21 ч.)


Виды сложных предложений. Сложносочиненное предложение, знаки препинания в сложносочиненном предложение. Общий второстепенный член в сложносочиненном предложении. Виды сложноподчиненных предложений, знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания на стыке союзов.


КУЛЬТУРА РЕЧИ (11 ч.)


Изобразительно – выразительные средства речи, виды тропов и стилистических фигур, стили и типы речи, виды ошибок.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема

Число часов на изучение

Количество контрольных работ (тестир.)

Количество работ по развитию речи

1

Основные принципы русской пунктуации

1

2

Повторение изученного по орфографии

5

1

3

Словосочетание

2

4

Простое предложение

7

1

5

Второстепенные члены предложения

1

6.

Обособленные члены предложения

6

7

Предложения с однородными членами

3

1

8

Односоставные предложения

4

1

9

Вводные слова и предложения

7

1

10

Сложные предложения

21

1

11

Культура речи


11

1

2


Итого:

68

6

3










Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

— связь языка и истории, культуры русского и других народов;

— смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

— основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

— орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

— осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

— анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

— проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение:

— использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

— извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо:

— создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

— применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

— соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

— соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

— использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

— увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

— совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

— самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

-понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.





























Литература


  1. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. — М., 1971.

  2. Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова Л.. В. Русский язык: Справочные материалы. — М., 1993.

  3. Баранов М. Л. Методика лексики и фразеологии на уроках русско­го языка. — М., 1988.

  4. Баранов М. Л. Школьный орфографический словарь русского языка. — М., 1999.

  5. Белошапкова В. А. Современный русский язык. Синтаксис. — М., 1977.

  6. Блинов Г. И. Методика пунктуации в школе. — М., 1978.

  7. Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. — М., 1976.

  8. Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.

  9. Величко Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка. — М., 1986.

  10. Виды разбора на уроках русского языка: Пособие для учителя. — М, 1985.

  11. Гальперин И.. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М., 1981.

  12. Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М., 1988.

  13. Голуб И. Б. Стилистика современного русского языка. — М., 1976.

  14. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1982.

  15. Горбачевич К. С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1987.

  16. Горшков А. И. Пушкин в истории русского языка. — М., 2000.

  17. Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. 10 — 11 кл. С, 2000.

  18. Греков В.Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. — М., 2000.

  19. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — М., 1989.

  20. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.

  21. Кожина М. М. Стилистика русского языка. — М., 1983.

  22. Лапатухин М. С. и др. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1981.

  23. Лебедев И. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. — М., 1991.

  24. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — М., 1987.

  25. Моисеев A. M. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. — М., 1980.

  26. Московкина Р. А. Изучение сложного предложения в школе. — М.., 1981.

  27. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов — М., 1990.

  28. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка — М., 1999.

  29. Панов Б. Т., Текучев A. 3. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. — М., 1985.

  30. Панов М. В. Занимательная орфография. — М., 1984.

  31. Пленкин Н. А. Стилистика русского языка в старших классах. — М., 1976.

  32. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 1976.

  33. Розенталь Д. Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. — М., 1990.

  34. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. — М., 1985.

  35. Русский язык: Сборники текстов для проведения устного экзамена по русскому языку /Авт.-сост. Т. М. Пахнова. — М., 2000.

  36. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом /Сост. В. И. Капинос и др. — М., 1991.

  37. Соколова В. В. Культура речи и культура общения. — М., 1995.

  38. Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика. — М., 1973.

  39. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. — М., 1982.

  40. Шанский Н. М. В мире слов. — М., 1985.

  41. Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим мик­роскопом. — М., 1987.

  42. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. – М., 1981.

  43. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание)/Сост. М.В. Панов. — М., 1984.


Справочная литература

X-XI класс


1. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник. Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина, — М.: «Логос», 2012

2. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание/ В.И.Даль, — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2011

3. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка/ Т.Ф.Ефремова, — М.: Русский язык, 2006

4. Махницкая, Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам/ Е.Ю. Махницкая, — Ростов н/Д: «Феникс», 2005

5. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь, — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2008

6. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб./ А.Н.Тихонов, — М.: «Просвещение», 1991

7. Универсальный словарь по русскому языку, — СПб.: ИГ «Весь», 2009

8. Шанский, Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Под ред. чл.-кор. АН СССР С.Г.Бархударова Изд. 3-е, испр. и доп./ Н.М.Шанский, — М.: «Просвещение», 1975


Мультимедийные пособия

X-XI класс


1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов

2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов

3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

4. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

5. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

6. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия, 10-11 класс

7. Полный мультимедийный курс по русскому языку для 10-11 класса.

8. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы


Ресурсы ИКТ

X -XI класс


1. Культура письменной речи https://www.gramma.ru

2. Крылатые слова и выражения https://slova.ndo.ru

3. Мир слова русского https://www.rusword.org

4. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник https://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

5. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты https://character.webzone.ru

6. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку https://www.svetozar.ru

7. Электронные пособия по русскому языку для школьников https://learning-russian.gramota.








скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: