Урок русского языка для 9 класс по теме «Бессоюзное сложное предложение»



ПРИЛОЖЕНИЕ.

Дидактический материал к изучению темы

«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

в 9 классе.

Запятая и точка с запятой .


1. Установите смысловые отношения между простыми предложениями

в бессоюзном сложном. Обратите внимание на интонацию

и знаки препинания.

Роняет лес багряный свой убор,1

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окрестных гор.(А.С.Пушкин.)

(Перечисление фактов, одновременность, последовательность событий.)


Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот наконец докатился до Чёрного моря.(М.Ю.Лермонтов.)

(Предложения более распространены, внутри них есть знаки препинания.)


2. Расставьте знаки препинания.

Никому войны из нас не надо,

Никому враждебность не мила. (С.Смирнов.)

Пламенный день начинал остывать,

Приподымался на цыпочках ветер. (М.Алигер.)

Летим мы по вольному свету,

Нас ветру догнать нелегко;

До самой далёкой планеты

Не так уж, друзья, далеко. (А.Фатьянов.)


3. Для синтаксического разбора.

Дело было вечером, делать было нечего.


4. Составьте схемы предложений в данном тексте.

Не забудьте о знаках препинания.

Новогодним утром ранним

Блещет зимняя краса

В белоснежном одеянье

Перелески и леса.

По кустам мохнатый иней

Свежий снег хрустит звеня

По завьюженной лощине

Вьётся узкая лыжня. (А. Болонский.)



5. Дополнительно.

Тополь гол, берёза пожелтела

На неё, порывами горя

И держа в осаде, то и дело

Налетают ветры сентября. (А.Прокофьев.)


От мороза побелели щёки, бороды, носы; казалось, даже сам воздух трещал, не вынося холода.

В тихом саду замолчал соловей;

Падают капли во мраке ветвей;

Пахнет черёмухой. (И.Бунин.)

В морозном воздухе необычайно тихо и торжественно; точно зачарованный, стоит бор, облитый радужным светом уже поднявшегося солнца. (Г.Федосеев.)


Ветви густо растущего орешника наклонились над деревцом, образуя ярко-зелёный навес; сквозь ветви просвечивало лазоревое небо; пряный запах листвы наполнял воздух. (М.Горький.)

Потянул ветерок,

Воду морщит, рябит,

Пронеслись утки с шумом и скрылися;

Далеко- далеко колокольчик звенит,

Рыбаки в шалаше пробудилися. (И.С.Никитин.)


6. Более сложные конструкции, где ставятся запятая и точка с запятой.

Лес пожелтел, редеет с каждым днём;

Не так теперь таинственны тропинки;

Не так тенисты в светлый день поляны;

Высокий клён и лёгок, и прозрачен,

Широкий дуб, как бронзовый, стоит,

И ниже, и светлее мелколесье.(Б.Васильев.)

Хорошо весною бродится

По сторонке по родной,

Где заря с зарёю сходится

Над полями в час ночной;

Где такое небо чистое,

Где ночами с давних пор

С молодыми гармонистами

Соловьи заводят спор.(М.Исаковский.)



Двоеточие.


1. Актуализация знаний. В каких синтаксических конструкциях ставится двоеточие?

Ручей в овражке еле слышно

Поёт о чём-то о своём,

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Порядок слов в восклицательном предложении"

И машет белой веткой вишня:

«Растём, товарищи, растём!» (М.Исаковский.)


Мы ничего врагу не отдадим:

Ни наших нив, шумящих морем хлеба,

Ни наших гор, вонзивших пики в небо,

Ни наших рек, струящихся в тиши.(Н.Тихонов.)


2. Для объяснения нового материала.

Не оставляйте матерей одних:

Они от одиночества стареют.

Среди забот, влюблённости и книг

Не забывайте с ними быть добрее. (А.Дементьев.)

(II предложение указывает на причину I.)

В доме мало-помалу нарушается тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь, по двору послышались чьи-то шаги, на сеновале кто-то чихнул.(И.Гончаров.) (II предложение раскрывает содержание I.)

Мы запомнили свято навек:

Для счастья родится на свет человек. (Л.Ошанин.) (II предл. дополняет I.)

3. Для закрепления навыка постановки знаков препинания.

Я убеждён лишь в одном: вдохновение приходит во время труда. (Н.Островский.)


Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене: тело нежится и томится, лёгким жаром пышет лицо, сладкая лень смыкает глаза.(И.С.Тургенев.)


Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад.

И если завтра будут баррикады,

Мы не покинем наших баррикад .(О.Берггольц.)


Мы запомнили свято навек:

Для счастья родится на свет человек. (Л.Ошанин.)


Татьяна в темноте не спит

И тихо с няней говорит:

«Не спится, няня: здесь так душно!

Открой окно да сядь ко мне». (А.С.Пушкин.)


Кажется, ничто не омрачает этот первый день нашего путешествия:

небо чистое, ярко-голубое, воздух прозрачный, дали доступны желаниям.

(Г.Федосеев.)

Проводников замучили расспросами: где находимся, что за степь кругом расстилается, какие люди здесь живут и далеко ли ещё ехать .(П.Нилин.)


Сквозь постоянный шум и свист ветра чудились мне невдалеке невнятные звуки: топор осторожно стучал по сучьям, колёса скрипели, лошади пофыркивали. (И.Тургенев.)


Снова замерло всё до рассвета:

Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь.

Только слышно: на улице где-то

Одинокая бродит гармонь. (М.Исаковский.)


А соловьи продолжают петь, словно подзадоривая друг друга: где-то начинает один, и почти немедленно из другого места отвечает другой, но заливаясь уже по-своему, на свой манер. (К.Симонов.)



4. Для синтаксического разбора.

Так светло и так легко,

Что невольно чудится:

Всё, что снилось и влекло,

Непременно сбудется.

(Л.Татьяничева.)


Проснулся: в широкие щели сарая

Глядятся весёлого солнца лучи;

Воркует голубка; над крышей летая,

Кричат молодые грачи.(Н.А.Некрасов.)


5. Знаки препинания в связном тексте.

Суховерхая сосна.

Роняя ветви, очищая ствол, выбивается сосна сверх полога леса, и кажется, как хорошо вершине высокого голого дерева оглянуться кругом. Только одно может смутить наверху: неподалёку тоже так одна сосна суховерхая выбилась было, но корни не могли подавать соки земли на такую высоту, и вершина засохла, так и засохла вся целиком, а нижние сучья давно сброшены, и дерево сухостойное остановилось и замерло.(М.Пришвин.)

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Части речи"


Март удивителен в своих контрастах, в соединении зимы с весной. В городе сыро, лужи, брызги из-под колёс. Совсем иначе выглядит природа за городом: сверкает снег, а солнца так много, что невольно щуришься, и оно уже теплее. Возникает чувство простора, когда ты рассекаешь лыжами белую целину и словно вбираешь в себя эту красочную картину: яркую зелень хвои, жёлтые стволы сосен, синеву неба, лиловые кусты и голубые тени на снегу… Уже знаешь: вот-вот встретится знакомый лыжник в красной шапочке. Умчится он вдаль — и вновь ни шороха, ни звука… Мокрый снег, оплывшая лыжня, пустынная просека — таковы весенние приметы. И каждый год удивлённо спрашиваешь: «Неужели опять весна?» (И..Шамякин.)


Лес с себя тайну совлёк:

Сорван последний орех,

Свянул последний цветок,

Мох не приподнят, не взрыт

Грудой кудрявых груздей,

Около пня не висит

Пурпур брусничных кистей.(А.Майков.)

Вчера я видел: съёжившись в комок,

На дереве у моего окошка

Сидел хвостатый рыженький зверёк

И чистился, чесался, словно кошка.

Моя сосна- его укромный дом

Иль временный привал среди кочевья.

Теперь я знаю: за моим окном

Не только мне принадлежат деревья.(С.Я.Маршак.)


Приметы осени во всём встречает взор:

Там тянется, блестя на солнце, паутина,

Там скирд виднеется, а там через забор

Кистями красными повиснула рябина;

Там жнива колкая щетинится, а там

Уж осень яркая блеснула изумрудом,

И курится овин, и долго по утрам,

Как белый холст, лежит туман

Над синим прудом. (Н.Греков.)


Февраль обманчив: солнце и пурга.

Но приглядись к природе повнимательней:

Роняют лоси старые рога,

И люди так похожи на старателей.

А сколько незамеченных примет!

Но каждый видит: исчезают тени,

Раздвинут мир, сочней и ярче свет,

И пахнет снег, как лепестки сирени.(А.Петров-Агапов.)

Тире.


1. Актуализация знаний. В каких синтаксических конструкциях ставится тире?

По лопухам, по крапиве, по всякой зелёной траве — повсюду рассыпались белые лепестки: отцветает черёмуха. (М.Пришвин.)

Ценим более всего

Во вселенной бесконечность,

В человеке — человечность,

В утре — света торжество.(К Ваншенкин.)


Одно на свете счастье — идти вперёд в бою. (В.Саянов.)


«Отвори окно немножко! » -тихо месяц говорит. (К.Случевский.)


2. Для объяснения нового материала.

Умирали царства на земле — детство никогда не умирает. (В. Луговской.)


Русское ура грянет — врагу жарко станет. (Пословица.)


Не было никакой возможности уйти незаметно — Серёжка ушёл

в открытую. (А.Фадеев.)

Засмеётся — колокольчик прозвенит.


Раздался лёгкий свист — Дубровский умолк.(А.С.Пушкин.)

Свежие документы:  Конспект урока в 6 классе "Неопределённые местоимения"


3. Для закрепления.

Красоту только тронь небрежной рукой — она исчезнет навеки..(К.Паустовский.)


Уважали дядю Стёпу за такую высоту.

Шёл с работы дядя Стёпа — видно было за версту.(С.Михалков.)


Я напрягал зрение — по — прежнему ничего, кроме льдов в белоснежной пустыне, не мог рассмотреть. (И.Соколов-Микитов.)


Земля кругла — на ней не скроешь тайны. (М.Дудин.)


Светает — побелел восток

И озарил вершины гор,

И стал синеть безмолвный бор. (М.Ю.Лермонтов.)


Я стою и расту — я растение.

Я стою, и расту, и хожу — я животное.

Я стою, и расту, и хожу, и мыслю — я человек. (М.Пришвин.)

4. Тире в пословицах.

Волков бояться — в лес не ходить. Учись доброму — худое на ум не пойдёт.

Дружно за мир стоять — войне не бывать. Раз солгал- навек лгуном стал.

Сказано- сделано. Поживём — увидим. Тише едешь — дальше будешь.

Лес сечь — не жалеть плеч. Сробел — пропал. Душу вложишь — всё сможешь.


Отца-мать кормлю — долг плачу.

Сыновей в люди вывожу — взаймы даю.

Дочь снабжаю — за окно бросаю.


Зла не помнит Россия .Побитым не мстит.

Может хлебом и песней с тобой поделиться.

Добрым гостем придёшь — от души угостит.

Спрячешь камень за пазуху — горе случится. (С. Островой.)




Бессоюзные сложные предложения с разными знаками препинания.

Грязь не сало: потрёшь — отстало.


Всё в срок: придёт времечко — вырастет и семечко.

Снега надует — хлеба прибудет.

Вода разольётся — хлеба наберётся.


Всем известно: на рыбной ловле разговаривать нельзя — меня не хотят брать, потому что молча мне нисколько не сидится.


6. Знаки препинания в связном тексте.

Дед вернулся с рыбалки рано, без улова, хмурый, поэтому мы постарались скрыть иронические улыбки, занимаясь каждый своим делом.

Большие зелёные кузнечики, которых он принёс, два вечера подряд надоедали громким стрекотанием, но на третий день ни один из них не проронил ни звука.

«Кузнечики не поют — ожидай дождя»,- объявил дед и отправился на рыбалку.

Утром я вышел на улицу — пришлось обходить лужи после ночного дождя.

Дед возвратился с тяжёлой связкой рыбы. (По М.Звереву.)


Крепость наша стояла на высоком месте, и вид с вала был прекрасный: с одной стороны широкая поляна, изрытая несколькими балками, оканчивалась лесом, который тянулся до самого хребта гор, кое- где на ней дымились аулы, ходили табуны; с другой бежала мелкая речка, и к ней примыкал частый кустарник, покрывавший кремнистые возвышенности, которые соединялись с главной цепью Кавказа.(М.Ю.Лермонтов.)




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: